Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+2°
Boom metrics
Звезды20 октября 2011 18:01

Юрий Никулин:" Я пессимист. Я скептически смотрю на цирковое искусство. У меня такое ощущение, что цирк перестает удивлять людей"

Наш колумнист нашел в архиве беседы с великим клоуном. Многое в этих студенческих интервью и сейчас любопытно

...Это очень старая запись. Студенческая еще. Но вдруг кому-то будет любопытно?

Юрий Никулин пришел к нам на спецсеминар на факультет журналистики 18 декабря 1981 года!

То есть, тридцать лет назад. Его пригласил преподаватель Владимир Владимирович Шахиджанян.

Просто такова была его метода: журналисты (будущие) должны с первого курса общаться в самыми интересными людьми и всерьез. А учебно-тренировочные заметки (сейчас их переписывают из интернета даже асы журналистики) — это ни кому не нужно.

И вот я раскопал случайно (думал, потерялось уже все) конспекты некоторых таких бесед, которые потом были напечатаны, как заметки в разных газетах. Так что приятно вспомнить.

Перечитал и подумал, что многое в этих студенческих интервью и сейчас любопытно.

А поскольку сайт терпит любые вещи, даже почти уже антикварные, подумал: перечитайте со мною вместе. Я текст записи не причесывал, по-моему, так естественнее. Вопросы задавал не я один, естественно, а весь наш спецсеминар.

- Юрий Владимирович, ваш юмор — это от рождения?

- Нет, от отца. Я считал отца гениальным человеком. Отца я слушался. Он приучал меня к юмору. Не могу сказать, был бы я артистом цирка, но артистом бы я был. Так что отцу я обязан многим.

- Не обидно, что в кино вы играете Балбеса и разных людей вроде него?

- Нет. Но есть тонкости. В первых фильмах – роли были точно алкогольные. И люди принимали меня только в этой роли. Иногда приходится мне волей-неволей поддерживать марку – в кино я играю комедийные роли.

И, естественно, во многих ситуациях приходится невольно надевать улыбку. Соответствовать тому, чего все ждут. Все это ужасно, когда «ярлык поставлен». Но я рад, что снялся и в серьезных фильмах. Самому интересно. На характере «ярлык» не отражался, а на поведении – конечно.

- Изменяло ли чувство юмора?

- Да… Просто нет идеальных людей с идеальным чувством юмора.... Чувство юмора, оно помогает жить. Старался неприятные ситуации переводить в смешные. И приятно, и уверенность в себе.

Зощенко рассказывал: 8 наших разведчиков были посланы в тыл к немцам. По дороге нарвались на 6-7 немцев - такую же разведку, шедшую к нам в тыл. На лесной дороге. И наши – в кювет вправо, а немцы – влево. А один немец перепутал и прыгнул к нашим! И такая наших злость взяла, что напоролись на немцев, что они этого фрица выкинули из кювета. Он плюхнулся на дорогу, как жаба, и лежит в ужасе посередине. И кто-то, глядя на него, засмеялся. И наши, и немцы минут пять смеялись. Никто не выстрелил. И обе разведки разошлись. Смех – родство людей. Даже в такой жуткой обстановке. Такие враги… Вот чувство юмора помогает.

- Не надоедает одно и то же?

- Актер театра сегодня играет Отелло, завтра дворника в пьесе Арбузова. У него разные роли. Цирк – другое зрелище. Каждый день мы даем одно и то же. Но выработалось годами – мы привыкли. Каждый день с одними репликами. Секрет – это я делаю одно и то же, а люди смотрят – разные. И чем громче смеются – тем приятнее мне. Стараешься по-разному работать, по-разному расцвечиваешь фразу. Почувствовал публику – люди от тебя ждут. Чувствуешь, словно в первый раз рассказываешь только что услышанный анекдот кому-нибудь.

- Вы обожаете футбол. А сами играете?

- По натуре своей я человек был ленивый, спортом не увлекался. Но однажды я, 14-летний, поехал в Иваново-Вознесенск. Подружился с парнем Лешей. А потом узнал, что он играл в сборной команде города. И на стадионе я болел за Лешину команду. Они проиграли 2:0. Я ревел. И с этого момента я понял, что значит играть за команду. Это был 36-й год. Последний вчерашний матч – бегал между репризами смотрел счет. А мои тетки выключали ТВ и в перерыве снова для меня включали. Люблю футбол. Выделяю Блохина.

- Есть ли общее между клоуном и поэтом?

- В каждой профессии должен быть элемент поэзии. Люди, которые любят поэзию становятся благороднее.

- Как воспитать чувство юмора?

- Бывает, в цирке человек сидит мрачный. Мы иногда наблюдаем. И вдруг – засмеялся над какой-то глупой вещью, на которую зал не реагирует. У него свое понятие. И это тоже хорошо.

- Вам все ваши фильмы нравятся?

- Есть фильмы, в которых я снимался, но не смотрю. Я испытываю иногда некоторое разочарование от того, что играл на экране. Досада: здесь можно было сыграть лучше, интереснее! Если в цирке можно раз ошибиться – исправишь, а здесь – грустно смотреть, особенно если неудачная роль.

«Сняться в плохом фильме это все равно что плюнуть в вечность» (Раневская). Еще, когда смотрю фильмы, где снимался - грусть: какой был худой, молодой, подвижный, а уже не тот.

- О чем Вам пишут?

- Есть интересные. В основном письма пишут молодые люди. Из армии. Большая часть после книги спрашивает, как стать клоуном, могу ли быть клоуном. «Воспитываю чувство юмора, заражаю смехом других, но у меня ничего не получается». Просят помочь достать книгу (Автобиографическая книга «Почти серьезно» - прим. А.Д.) Приходят письма от душевнобольных. Красными чернилами. Их тяжело читать. Один изобрел смехофон. И жаль ему было, что Райкин и т.д. не смогут его применить.

- Если оценить жизнь по пятибалльной системе?

- Да, жизнь удалась. Я доволен. Когда поступал в цирк, не думал о званиях и наградах, просто честно хотел работать. (Я удачно женился. Жена – золотой человек. Умная женщина – советуюсь). В кино мне тоже повезло. И как-то все сложилось. И мама, слава богу, жива, и друзья хорошие и семья. Я не знаю, как оценить, но я доволен. Назым Хикмет говорил: «Счастье в том, что когда человек очень хочет идти на работу утром, а с работы – домой».

- Как стать клоуном?

- Клоуном стать трудно. Профессия редкая. 75 клоунов на 250 000 000 человек в Союзе. А желающих стать клоуном – масса. По анкете клоунада получила самый высокий балл.

Наш режиссер покойный Арнольд (Ставил репризы и трюки, например, в фильме «Веселые ребята» - прим. А.Д.) говорил: «Нужно родиться клоуном».

Нужно иметь свой склад характера, возможности. Это не каждый может на это решиться дело. Мама была против: «Цирк это грубо. Вот театр!..» Некоторые не выдерживают, когда над ними смеются. Когда меня спросили: «Почему вы решили прийти сюда?», я ответил: «Разве от хорошей жизни пойдешь!» Шутка. Я мечтал об эстраде. Еще с войны. Я мечтал петь в джазе. Ставил пластинки, подпевал Утесову, Шульженко. А вообще это целое учение - быть смешным, плавать в законах смеха. Я 25 лет проработал – не угадаешь, в каждом месте будет смешно...

- Вам завидуют?

- У нас в цирке никто не завидует друг другу. И сегодня все помогают друг другу.

- Хотели бы ученика?

- Нет. Наверное, нужно еще уметь быть учителем. Что-то ведь дано кому-то. Просто быть учителем – дело других людей. Я сам был учеником Карандаша (Самый знаменитый клоун пятидесятых-шестидесятых годов прошлого века, - прим. А.Д.). Он был суровым, но учителем. Я не могу.

- Кто из клоунов наиболее талантлив?

- Я и Миша Шуйдин (Многолетний напарник Ю.Никулина, - прим. А.Д.)... Шутка!. Но один бы я не выступал. Сложно одному человеку держаться. Шуйдин. 30 лет мы вместе работаем. Это редкое явление в цирке.У нас несколько молодых клоунов, которые, я надеюсь, пойдут дальше. Марчевский. Я считаю, у него своя манера, он работает в современной манере, интересный.

Есть Куклачев, есть Смыков – хороший клоун. Из старых - Олег Попов, это явление в цирке запада (Олег Попов работал в советском цирке и создал великолепный образ очень человечного и наивного клоуна, потом уехал в Германию, в Европе го зовут «Солнечный клоун». - прим. А.Д.). Там в клоунаде застой: пожилые клоуны в дедовских костюмах, а он показал нового клоуна.

- Как поступали вы, когда встречались с трудностями?

- Не грустил.

- Хочется ли вам поехать на молодежный фестиваль?

- Ну, я уже не молодежь…

- Как относитесь к студенчеству?

- Я не отношусь скептически к нашей молодежи. Я не был студентом. Я отношусь положительно. Вам принадлежит будущее… Ну, иногда я говорю, как многие пожилые: «У нас было не так».

- Ваша книга — первая книга, написанная клоуном?

- Книги писали клоуны. Альперов, например, это лучшая книга воспоминаний клоуна («На арене старого цирка»), Радонский (Бим-Бом), написал книгу Карандаш (Румянцев). Вяткин и, пожалуй, все. Если книгу писать, то чтобы она была непохожая на другие, чтобы в ней было много интересных людей, как можно больше…

- Как относиться к анекдотам, где вы фигурируете?

- Я возмутился за нашу тройку, когда перешли на фамилии (Вицин, Моргунов и Никулин, которые в кинокомедиях носят имена Трус, Бывалый и Балбес, - прим. А.Д.). И вообще - мне нравятся два наших фильма. С нашей тройкой и «Когда деревья были большие».

- Увлечения у Вас есть?

- Я с детства любил рисовать. Сам придумывал сюжеты, а так как хотел, чтобы все было быстро – рисовал штрихами и наловчился. (И, кстати, сам проиллюстрировал свою книгу, - прим. А.Д.). - Я люблю песни очень с детства. Все у меня связано с песней. Из современных люблю Окуджаву, некоторые песни Высоцкого. Очень – Визбора, Никитина.

Получается. Вот выступал в Калинине. С места из зала все время кричали: «Песню про зайцев»!

- Как отдыхаете?

- Стараюсь уехать в тихое место, чтобы меньше народу было.

- Что вы думаете о сегодняшнем цирке?

- Я в какой-то степени пессимист. Я скептически смотрю на цирковое искусство. У меня такое ощущение, что цирк перестает удивлять людей так, как он удивлял раньше. Народ стал всезнайкой. Цирк стал терять ту романтику, то удивление, которое было раньше. Это плохо для цирка. А клоуны, они останутся неотъемлемой частью цирка. Клоун, лошадь и акробат. Лошадей уже мало. 30 лет тому в каждом цирке была своя конюшня. А теперь джигиты – экзотика. А лошади уходят. 3 конюшни на 50 цирков. Вот какое дело.