Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+8°
Boom metrics
Политика14 апреля 2014 22:00

Обогащение российской культуры культурами других народов допустимо, если это не размывает наши духовные ценности

Рабочая группа Министерства культуры высказала свои идеи по формированию основ государственной культурной политики
Источник:kp.ru
Россия может гордиться своими великими поэтами, художниками, деятелями искусства.

Россия может гордиться своими великими поэтами, художниками, деятелями искусства.

Фото: Дмитрий ПОЛУХИН

Материалы и предложения

к проекту основ государственной культурной политики

«…Наше движение вперёд невозможно без духовного, культурного, национального самоопределения, иначе мы не сможем противостоять внешним и внутренним вызовам, не сможем добиться успеха в условиях глобальной конкуренции» (выступление В. В. Путина на заседании международного дискуссионного клуба «Валдай», Новгородская область, 19.09.2013).

1. Представляется необходимым включить в разрабатываемый документ определение понятия «культура».

Воспроизводство социальной системы невозможно без передачи от поколения к поколению наиболее общих представлений о мироустройстве, о должном и недопустимом – то есть без закрепления системы ценностей, характерных для данного общества. Отсутствие такой системы ценностей ведёт к образованию мировоззренческого вакуума, заполняемого случайным образом, к расколу общества, к принятию различными социальными группами и отдельными личностями систем ценностей, характерных для иных культур, в том числе несовместимых с существованием данного общества.

Представляется, что восприятие свойственной данному обществу системы ценностей, воспитание нравственности осуществляется путём приобщения к культуре. При этом под термином «культура» понимается исторически сложившаяся система ценностей и норм поведения, закреплённая в материальном и нематериальном культурном и историческом наследии.

Таким образом, именно культура в вышеприведённом понимании этого термина является объединяющей основой российского общества.

Представление о системе ценностей может быть также выражено через понятие «единый культурно-цивилизационный код». Согласно Паспорту государственной программы Российской Федерации «Развитие культуры и туризма» на 2013 - 2020 гг. (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 № 2567-р), национальным «культурным кодом» является «система самобытных, доминирующих в обществе ценностей, смыслов и взглядов (знания, умения, навыки, интеллектуальное, нравственное и эстетическое развитие, мировоззрение, формы общения, духовное просвещение), сформировавшаяся в процессе исторического цивилизационного развития, принимаемая как общепринятая норма для самоидентификации людей независимо от их этнической принадлежности и передаваемая из поколения в поколение через воспитание, образование и обучение».

Соответственно, одним из приоритетных ожидаемых результатов реализации госпрограммы «Развитие культуры и туризма» на 2013 - 2020 гг. является формирование у граждан Российской Федерации «мировоззрения, общественного сознания, поведенческих норм, скрепляющих нацию».

2. Представляется необходимым при разработке основ государственной культурной политики основываться на принципе историзма.

Имеется в виду то, что национальная культура в изложенном выше понимании этого термина складывается не как «равнодействующая» или некий пазл из «локальных культурных сред» различных сообществ. Культура формируется на протяжении длительного времени в процессе исторического развития, являя собой основу идентичности данной социальной общности. Культура – это главное, чем данная общность отличается от иных.

Сначала в качестве объединяющего начала складывающегося народа возникает общее мировоззрение, основанное на конкретной системе ценностей: общее понимание добра и зла, допустимого и недопустимого, первичного и вторичного. Затем на этой мировоззренческой основе формируется «духовно-культурная матрица» данного народа, включающая в том числе культурные, нравственные, эстетические и этические нормы, национальный подход к пониманию прекрасного. Лишь затем из данной культуры могут выделяться «локальные культурные среды» различных сообществ со своими субкультурами.

Следует отметить, что такие субкультуры могут как соответствовать, так и противоречить национальной культуре (или соответствовать культурным установкам какой-либо другой цивилизационной парадигмы) и самой «духовно-культурной матрице» народа.

Из такого подхода, в частности, следует, что при проведении ответственной государственной культурной политики следует поощрять и развивать только те культурные направления и «локальные культурные среды», которые соответствуют принятой в данном государстве системе ценностей. По выражению В. Р. Мединского, «пусть расцветают сто цветов, но поливать мы будем только те, которые нам полезны».

3. Представляется необходимым при разработке основ государственной культурной политики основываться на цивилизационном принципе.

Имеется в виду отказ от той точки зрения, которая характерна преимущественно для «либерально-западнического» направления в науке, и которая постулирует единство пути развития всех рас, наций и прочих социальных организмов. Представители данного течения, как правило, рассматривают «западный» пусть развития как идеальный, а все иные – как отклонения от единственно правильного пути.

В противоположность описанному подходу, трудами целого ряда мыслителей (Данилевский, Тойнби, Гумилёв, Хантингтон) обоснован цивилизационный принцип: человечество представляет собой совокупность больших общностей (суперэтносов, цивилизаций, культур), отличающихся друг от друга своим отношением к окружающему миру, своими системами ценностей и, соответственно, своей культурой.

Россия в рамках такого подхода должна рассматриваться как уникальная и самобытная цивилизация, не сводимая ни к «Западу» («Европе»), ни к «Востоку». Краткой формулировкой данной позиции является тезис: «Россия не Европа,» - подтверждаемый всей историей страны и народа, а также многочисленными культурно-цивилизационными различиями между представителями русской (российской) культуры и иных общностей. (На существование таких отличий указывают практически все авторы, занимающиеся данной тематикой.)

На существенные отличия между господствующими на Западе культурными трендами и традиционными для России ценностями указывает в своих недавних выступлениях указывает В. В. Путин.

«Мы видим, как многие евроатлантические страны фактически пошли по пути отказа от своих корней, в том числе и от христианских ценностей, составляющих основу западной цивилизации. Отрицаются нравственные начала и любая традиционная идентичность: национальная, культурная, религиозная или даже половая. Проводится политика, ставящая на один уровень многодетную семью и однополое партнёрство, веру в бога или веру в сатану. Эксцессы политкорректности доходят до того, что всерьёз говорится о регистрации партий, ставящих своей целью пропаганду педофилии. Люди во многих европейских странах стыдятся и боятся говорить о своей религиозной принадлежности. Праздники отменяют даже или называют их как‑то по‑другому, стыдливо пряча саму суть этого праздника – нравственную основу этих праздников. И эту модель пытаются агрессивно навязывать всем, всему миру. Убеждён, это прямой путь к деградации и примитивизации, глубокому демографическому и нравственному кризису» (выступление В. В. Путина на заседании международного дискуссионного клуба «Валдай», Новгородская область, 19.09.2013).

Вероятно, в разрабатываемом документе следует кратко перечислить те ценности, которые характерны для российской культуры – с упором не на детализацию этого перечня, а на то, что данные ценности являются традиционными для нашего общества.

«Без ценностей, заложенных в христианстве и других мировых религиях, без формировавшихся тысячелетиями норм морали и нравственности люди неизбежно утратят человеческое достоинство. И мы считаем естественным и правильным эти ценности отстаивать. Нужно уважать право любого меньшинства на отличие, но и право большинства не должно быть поставлено под сомнение» (выступление В. В. Путина на заседании международного дискуссионного клуба «Валдай», Новгородская область, 19.09.2013).

«Сегодня во многих странах пересматриваются нормы морали и нравственности, стираются национальные традиции и различия наций и культур. От общества теперь требуют не только здравого признания права каждого на свободу совести, политических взглядов и частной жизни, но и обязательного признания равноценности, как это ни покажется странным, добра и зла, противоположных по смыслу понятий. Подобное разрушение традиционных ценностей «сверху» не только ведёт за собой негативные последствия для обществ, но и в корне антидемократично, поскольку проводится в жизнь, исходя из абстрактных, отвлечённых идей, вопреки воле народного большинства, которое не принимает происходящей перемены и предлагаемой ревизии.

И мы знаем, что в мире всё больше людей, поддерживающих нашу позицию по защите традиционных ценностей, которые тысячелетиями составляли духовную, нравственную основу цивилизации, каждого народа: ценностей традиционной семьи, подлинной человеческой жизни, в том числе и жизни религиозной, жизни не только материальной, но и духовной, ценностей гуманизма и разнообразия мира.

Конечно, это консервативная позиция. Но, говоря словами Николая Бердяева, смысл консерватизма не в том, что он препятствует движению вперёд и вверх, а в том, что он препятствует движению назад и вниз, к хаотической тьме, возврату к первобытному состоянию» (Послание Президента Российской Федерации В. В. Путина Федеральному Собранию, 12.12.2013).1

«Культура наряду с образованием, просвещением формирует человеческий капитал нашей страны. Это часть нашего исторического кода, национального характера. И потому государственная культурная политика должна охватывать все стороны жизни, способствовать сохранению традиционных ценностей, укреплению глубоких духовных связей с родной страной, повышать доверие между людьми, их ответственность и гражданское участие в развитии нашего государства» (В. В. Путин, выступление на расширенном заседании президиума Совета по культуре и искусству, Псков, 03.02.2014).

4. Представляется необходимым при разработке основ государственной культурной политики основываться на принципе преемственности.

Имеется в виду восприятие российской истории как непрерывного процесса – от Российской империи через СССР к современной Российской Федерации. Цивилизационное ядро русской (российской) культуры с присущими ей ценностями остаётся неизменным на протяжении всего этого периода.

В XX веке были предприняты две мощные попытки изменить культурно-цивилизационную идентичность России: коммунистами в 1917 году и сторонниками «либерально-западного» пути развития в конце 1980-х – 1990-х годах. Как видится и отмечается всеми исследователями, российскими и иностранными – обе попытки слома традиционной идентичности не имели успеха. Определённым подтверждением этого тезиса является сам факт разработки рассматриваемого документа, и об этом следует заявить в тексте основ государственной культурной политики.

«Мы должны гордиться своей историей, и нам есть чем гордиться. Вся наша история без изъятий должна стать частью российской идентичности. Без признания этого невозможно взаимное доверие и движение общества вперёд» (выступление В. В. Путина на заседании международного дискуссионного клуба «Валдай», Новгородская область, 19.09.2013).

5. Представляется, что в разрабатываемом документе должен содержаться тезис о государстве как активном субъекте культурной политики.

Обеспечение единства российского общества, недопущение его раскола под влиянием чуждых ценностей возможны посредством проведения единой культурной политики, понимаемой как воспитание граждан в духе общей для России системы ценностей.

Такое понимание термина «культура» возвращает нас к изначальному смыслу этого слова (от лат. «возделываю»): задачей государства становится «возделывание», «окультуривание» современного человека и общества в целом в соответствии с едиными духовными, нравственными, эстетическими ценностями.

Конституционной основой единой государственной политики в сфере культуры является следующее:

- статьёй 71 Конституции Российской Федерации установлено, что в ведении Российской Федерации находится установление основ федеральной политики в области культурного развития Российской Федерации;

- статьёй 114 Конституции Российской Федерации установлено, что Правительство Российской Федерации обеспечивает проведение в России единой государственной политики в области культуры.

Регулятор в данной сфере (Минкультуры России) осуществляет свою деятельность через систему учреждений культуры, формирует нормативно-правовые, экономические, информационные и иные условия реализации современных творческих и социально-культурных проектов.

Конкретные задачи государства можно разделить на три группы:

1) в сфере сохранения наследия и его актуализации, втягивания в профессиональный, образовательный, досуговый оборот, обеспечения к нему свободного доступа граждан, внедрения новейших технологий доступа к наследию;

2) в сфере обеспечения деятельности учреждений культуры, в том числе за счёт повышения уровня заработной платы, оптимизации системы подготовки кадров, оптимизации деятельности и увеличения внебюджетных доходов, а также обеспечения соответствия содержательной части заявленным задачам государственной культурной политики;

3) в сфере государственной поддержки творческих проектов, формирования критериев и систем отбора проектов, способствующих сохранению единого культурного кода и его трансляции новым поколениям россиян.

Отдельной важнейшей задачей, без решения которой невозможно двигаться по трем указанным выше направлениям, становится поддержка научных исследований, нацеленных на выявление содержания традиционной для России системы ценностей, конкретных форм ее выражения и трансляции от поколения к поколению средствами искусства, её отличий от иных культур.

В свете вышесказанного важно указать на некорректность «реактивного» подхода к государственной культурной политике. Проведение какой-либо политики путём реакции на те или иные «угрозы». «вызовы» или события заведомо обречено на поражение по причине отсутствия целеполагания и инициативы. Истинная цель государственной культурной политики состоит не в том, чтобы «отвечать на угрозы», а в том, чтобы целенаправленно формировать национальный менталитет.

Из сказанного также необходимым образом следует задача проведения единой культурной политики не только в сфере, относящейся к полномочиям Министерства культуры РФ, но и в важнейших смежных отраслях – в сфере образования, молодёжной политики, миграционной политики и в особенности в сфере СМИ. Тезис об этом должен обязательно присутствовать в разрабатываемом документе.

6. Представляется целесообразным включить в разрабатываемый документ тезис об отказе от принципов мультикультурализма и толерантности.

Сохранение единого культурного кода требует отказа от государственной поддержки культурных проектов, навязывающих чуждые обществу ценностные нормы.

Как отмечено выше, основой исторического единства жителей Российской Федерации является общность культуры, понимаемой как исторически сложившаяся система ценностей и норм поведения, отражённая в материальном и нематериальном культурном и историческом наследии.

Народы, интегрируемые в состав российского государства в процессе его создания, принимали эту общую культуру, одновременно отказываясь от несвойственных российской культуре национально-культурных особенностей. Так, включение в состав Российской империи территорий Северного Кавказа сопровождалось постепенным отказом населявших их народов от целого ряда норм шариатской культуры того времени – таких, как кровная месть, многожёнство, рабовладение и пр.

Исторически могущество России заключалось в умении понимать и ценить наследие своих великих соседей – и мудрость Востока, и прагматизм Запада – однако выбор российского пути всегда осуществлялся на основе тех духовных констант, которые были издавна присущи России.

Отсюда следует категорическое неприятие идеологии «мультикультурализма». Не отрицая право любой народности на сохранение своей этнографической самобытности, недопустимо навязывание чуждых российскому обществу ценностных норм.

Никакие ссылки на «свободу творчества» и «национальную самобытность» не могут оправдать поведения, считающегося неприемлемым с точки зрения традиционной для России системы ценностей. Это не означает ограничения свободы слова и прав гражданина, но требует отказа в государственной поддержке лицам и сообществам, демонстрирующим противоречащее культурным нормам поведение. В случае нарушения действующего законодательства и прав других граждан к таким лицам и сообществам должны применяться соответствующие меры пресечения.

Соответственно, при проведении государственной культурной политики приоритет должен отдаваться подчёркиванию культурного единства народов России, а не различий национальных культур. Заботиться о поддержании национальных культурных особенностей - право органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

В выступлении на заседании президиума Совета по культуре и искусству в г. Пскове 03.02.2014 г. В. В. Путин отмечал, что «…проблемы всех культурных жанров мы должны рассматривать в контексте формирования единого самобытного пространства культуры нашей страны.»

Так и в государственной программе «Развитие культуры и туризма» на 2013 - 2020 гг. указано, что поддержка разнообразия национальных культур народов России (один из ключевых ожидаемых результатов реализации госпрограммы) осуществляется именно «на основе единого культурного кода».

Данная трактовка обусловливает также правильное отношение к понятию «толерантность». Под этим термином принято понимать терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям, вероисповеданию, национальности. Представляется, однако, необходимым определить ту границу, за которой приверженность толерантности приводит к капитуляции российской идентичности перед чуждыми ей системами ценностей.

К сожалению, призывы к толерантности нередко воспринимаются как легитимизация любых форм поведения, независимо от их приемлемости с точки зрения общей для россиян культуры и системы ценностей. Тем самым блокируются усилия конструктивного большинства общества, направленные на недопущение социально опасных стандартов поведения, а также на противодействие насаждению культурно-ценностных норм, представляющих собой опасность для воспроизводства российской культуры и общества в целом.

Терпимость к представителям иных вероисповеданий, рас и национальностей является традиционной чертой русской (российской) культуры. Подтверждением тому является вся история русского народа и российского государства. Воспроизводство этой ценностной нормы достигается проведением соответствующей культурной политики.

В то же время термин «толерантность» в его современном понимании не позволяет производить чёткое разделение между расовой, национальной и религиозной нетерпимостью, с одной стороны – и нетерпимостью к социальным явлениям, являющимися чуждыми и опасными с точки зрения российского общества и свойственных ему ценностей, с другой стороны, что ведёт к нецелесообразности использования термина «толерантность» для целей проведения государственной культурной политики.

«И это абсолютно объективно и объяснимо для такого государства, как Россия, с её великой историей и культурой, с многовековым опытом не так называемой толерантности, бесполой и бесплодной, а именно совместной, органичной жизни разных народов в рамках одного единого государства» (Послание Президента Российской Федерации В. В. Путина Федеральному Собранию, 12.12.2013).

7. Представляется, что в разрабатываемом документе должен содержаться тезис об определяющем значении культурной идентичности в условиях глобальной конкуренции.

Место и авторитет российского государства в мире определяется не только его политическим весом и экономическими ресурсами, но и великой русской культурой, её духовным, интеллектуальным и инновационным потенциалом.

Глобализация означает не просто взаимное влияние культур, а их противоборство во всех сферах – экономической, политической, культурной и т. д. В данном противоборстве главным нашим козырем является наша уникальная цивилизационная идентичность, выраженная в нашем историко-культурном наследии и в нашей системе ценностей. Благодаря этой идентичности российское государство выжило на протяжении более чем тысячелетней истории; соответственно, сохранение этой идентичности в условиях глобального противоборства является важнейшей задачей.

Поэтому обогащение российской культуры во взаимодействии с культурами других народов допустимо лишь постольку, поскольку этим не размывается базовое ценностное ядро нашей культуры.

Отсюда также вытекает необходимость борьбы за сохранение и развитие русской культуры и русского языка как внутри, так и за пределами Российской Федерации, в первую очередь в государствах постсоветского пространства.

«Нужно быть сильным в военном, технологическом, экономическом отношении, но всё‑таки главное, что будет определять успех, – это качество людей, качество общества интеллектуальное, духовное, моральное. Ведь в конце концов и экономический рост, и благосостояние, и геополитическое влияние – это производные от состояния самого общества, от того, насколько граждане той или иной страны чувствуют себя единым народом, насколько они укоренены в этой своей истории, в ценностях и в традициях, объединяют ли их общие цели и ответственность» (выступление В. В. Путина на заседании международного дискуссионного клуба «Валдай», Новгородская область, 19.09.2013).

8. Представляется, что разрабатываемый документ должен содержать тезис о культуре как основе социального благополучия.

Духовное благополучие человека непосредственным образом влияет на его физическое состояние и социально-демографическую ситуацию в обществе. (Из исследователей данной проблемы можно указать на Г. И. Россолимо и М. Нордау; из современных – И. А. Гундаров, С. Г. Кара-Мурза.) Отсутствие мировоззрения либо насаждение чуждых ценностей (в том числе средствами псевдоискусства) ведёт к психическому неблагополучию, которое проявляется через рост преступности, алкоголизма, наркомании; через рост заболеваемости и смертности, сокращение продолжительности жизни; через рост числа самоубийств и брошенных родителями детей и т. д.

И наоборот: сокровища культурного наследия, произведения искусства и эффективные социокультурные проекты оказывают прямое влияние на конкретные параметры человеческого капитала, формируя позитивные социально-демографические тренды, мотивируя людей к профессиональному росту и образованию, к социальной и творческой активности.

Не следует низводить цель такой государственной политики до уровня банального увеличения рождаемости, как это делают недобросовестные критики. Разумеется, повышение рождаемости – это важный, но далеко не единственный параметр человеческого капитала. Не менее важны не количественные, но качественные его параметры, которые влияют на конкурентоспособность (выживаемость) России в современном мире.

Таким образом, проведение соответствующей государственной культурной политики – это важнейший инструмент социально-демографического развития.

Финансирование отрасли культуры должно основываться на понимании расходов на культуру как эффективных инвестиций в национальный человеческий капитал. Доминантой современной культурной политики должен стать переход от «государства-мецената» к «государству-инвестору», обеспечивающему формирование эффективной культурной среды и рост человеческого капитала с помощью адекватных бюджетных механизмов.

Государственная политика в сфере культуры должна быть в высшей степени прагматичной и научной. Как любой инвестор, который хочет получить максимум прибыли, государство обязано получать максимальный прирост параметров человеческого капитала на каждый рубль, вложенный в сохранение культурно-исторического наследия, в учреждения культуры, в конкретные творческие проекты.

«Развитие человека – это и основная цель, и необходимое условие прогресса современного общества. Это и сегодня, и в долгосрочной перспективе наш абсолютный национальный приоритет. Будущее России, наши успехи зависят от образования и здоровья людей, от их стремления к самосовершенствованию и использованию своих навыков и талантов. …Развивая человеческий капитал, мы должны опираться на всё богатство российской культуры, на её уникальные достижения и традиции» (выступление В. В. Путина на заседании Государственного совета «О стратегии развития России до 2020 года» 08.02.2008).

9. Представляется, что в разрабатываемом документе должен содержаться тезис: не всё, что предъявляется под видом «современного искусства», вправе рассчитывать на государственную поддержку.

Ключевой принцип здесь может быть сформулирован следующим образом: никакие эксперименты с формой не могут оправдать содержания, противоречащего традиционным для нашего общества ценностям. Либо отсутствия какого бы то ни было содержания вообще.

На материале научных исследований о влиянии искусства на индивидуальное и общественное сознание необходимо выстраивать взаимодействие с экспертным сообществом по совместному отбору проектов в сфере современного искусства, отвечающих приоритетам государственной политики.

Это естественным образом приведет к пересмотру отношений регулятора с кураторами «современного искусства» в тех его проявлениях, которые не несут духовно-нравственного содержания либо оказывают негативное влияние на социум. Как минимум – такое «искусство» не должно получать государственной поддержки. Как максимум – государство должно пресекать негативное воздействие на общественное сознание.

Не следует вдаваться и в иную крайность. Оказание предсказуемого и целенаправленного позитивного воздействия на национальный человеческий капитал требует не примитивной пропаганды, но эффективного воздействия средствами искусства, в том числе с использованием самых современных технологий.

10. Из текста разрабатываемого документа должно быть ясно, что основой и ядром российской культуры является русская культура.

Достаточно очевидно, что исторически именно русский народ являлся и является «государствообразующим». Отрицание этого факта равносильно отрицанию межнациональных различий вообще. (Около 80% граждан Российской Федерации – русские.) Аналогичным образом, подавляющее большинство культурных достижений нашей страны связано с именами деятелей культуры, творивших в рамках русской культурной традиции.

В своём выступлении на заседании «Валдайского клуба» 19.09.2013 В. В. Путин характеризовал великую русскую культуру как «фундамент для самоопределения граждан, источник самобытности и основу для понимания национальной идеи».

Безусловно, при этом единая российская культура впитала в себя достижения всех коренных народов России (в меру их возможностей) – равно как и лучшее из мировой культуры.

Противопоставление понятий «русский» и «российский» недопустимо в силу их фактической идентичности. Примечательно, что в иностранных языках такое различие отсутствует. (Например, в английском – слово «Russian» переводится на русский язык и как «русский», и как «российский» в зависимости от контекста; однако в английском языке это одно понятие).

«Россия, как образно говорил философ Константин Леонтьев, всегда развивалась как «цветущая сложность», как государство-цивилизация, скреплённая русским народом, русским языком, русской культурой, Русской православной церковью и другими традиционными религиями России» (выступление В. В. Путина на заседании международного дискуссионного клуба «Валдай», Новгородская область, 19.09.2013).

«…Для воспитания личности, патриота нам нужно восстанавливать роль великой русской культуры и литературы. Они должны быть фундаментом для самоопределения граждан, источником самобытности и основы для понимания национальной идеи» (выступление В. В. Путина на заседании международного дискуссионного клуба «Валдай», Новгородская область, 19.09.2013).

11. Для полноценного учёта и отражения всех вышеперечисленных тезисов представляется целесообразным принять за основу следующую структуру разрабатываемого документа.

1) Общая часть: основные задачи государственной культурной политики в России и принципиальные подходы к её разработке.

2) Духовные и ценностные основы Русской цивилизации, адаптированные к современным реалиям, которые должны быть положены в основу формируемой при помощи государственной культурной политики «духовно-культурной матрицы» России.

3) Оценка текущего состояния культуры в России, его причин и степени соответствия формируемой при помощи государственной культурной политики «духовно-культурной матрицы».

4) Цели и направления преобразования нынешней «духовно-культурной матрицы» России в соответствии с принятыми целями и ценностными установками.

5) Основные стратегические направления государственной культурной политики, позволяющие реализовать это преобразование.

6) Внешние и внутренние угрозы, способные этому воспрепятствовать, и пути их преодоления.

7) Качественные характеристики планируемых результатов, сроки и пути их достижения.

8) Механизмы, позволяющие это реализовать.

9) Культура как инструмент усиления внутриполитического влияния России и достижения её стратегических интересов.

10) Этапы реализации среднесрочных задач государственной культурной политики и требуемый ресурс.

12. Цель разрабатываемого документа – не только дать основу для проведения единой государственной культурной политики, но и способствовать коренному изменению отношения к культуре в обществе и особенно в его руководящей элите.

«Потому что если нет культуры, то непонятно вообще, что такое суверенитет, и непонятно тогда, за что бороться» (В. В. Путин, выступление на расширенном заседании президиума Совета по культуре и искусству, Псков, 03.02.2014).

Культура важнее экономики, обороны и системы управления, потому что без культуры не будет ни того, ни другого, ни третьего. А при должной духовно-нравственной мотивации все сферы нашей жизни развиваются качественно эффективнее.

Основным содержанием государственной культурной политики должно быть формирование полноценного человека – гражданина единой России, хранителя историко-культурных традиций нашей цивилизации и их продолжателя в условиях современного инновационного развития.

А результатом будет сохранение и умножение русского народа и всех братских народов, населяющих нашу страну.

1 Н. А. Бердяев: «…смысл консерватизма не в том, что он препятствует движению вперёд и вверх, а в том, что он препятствует движению назад и вниз, к хаотической тьме, возврату к состоянию, предшествующему образованию государств и культур. Смысл консерватизма - в препятствиях, которые он ставит проявлениям зверино-хаотической стихии в человеческих обществах» («Философия неравенства»).

ТАКЖЕ ЧИТАЙТЕ ПО ТЕМЕ:

Основы культурной политики - ориентир для государства, какие проекты ему поддерживать, считает Петр Толстой

МОСКВА, 10 апреля. /Корр. ИТАР-ТАСС Леонид Смирнов/. Проект "Основ государственной культурной политики" - документ, который призван помочь государству определять, какие культурные проекты ему стоит поддерживать. Такое мнение высказал в интервью корр. ИТАР-ТАСС известный телеведущий, член Общественной палаты РФ и Общественного совета при Министерстве культуры РФ Петр Толстой.

Документ, по его словам, "призван сформировать некие ориентиры для государственных органов - как им взаимодействовать с русской культурой". "До сих пор это взаимодействие ограничивалось двумя способами: русская культура сдавала в аренду все, что можно сдать, чтобы выжить, а государство изучало, куда уходят бюджетные деньги под разными предлогами забот о русской культуре, - сказал Толстой. - Какие проекты финансировать, а какие нет - государство принимало решения на основе довольно размытых критериев, которые абсолютно неясны были ни обществу, ни самим людям, принимавшим решения, ни тем, кому доставались деньги".

Высказанная в последние дни критика этого документа на основании просочившихся в СМИ цитат из него, по мнению Петра Толстого, часто несправедлива. Как считает телеведущий, имеет место "преднамеренное искажение ситуации рядом СМИ", чьи редакторы "поняли, что на их улице праздник кончился". Толстой выразил уважение к мнению о том, что "в России должны цвести разные цветы". "Но с таким же уважением надо относиться к праву государства поливать только те цветы, которые оно считает полезными, - подчеркнул он. - Речь не идет о том, что кто-то что-то запрещает".

"Мне показалось очень важным признание того факта, что Россия - это самобытная самостоятельная богатейшая цивилизация", - заметил также Толстой по поводу содержания документа. Относительно раздела, посвященного Интернету, он отметил, что речь не идет о цензуре интернет-пространства. Документ требует, чтобы интернет-ресурс, претендующий на государственное финансирование, "изъяснялся на нормальном грамотном литературном языке, а не на кальках с английского, которые так любят наши чиновники".

Документ под названием "Основы государственной культурной политики" разрабатывается в настоящее время рабочей группой под председательством руководителя администрации президента РФ Сергея Иванова. Подготовка подходит к завершению, и менее чем через месяц документ будет представлен президенту, а затем пройдет общественное обсуждение. Петр Толстой участвовал в обсуждении проекта "Основ" как член Общественного совета при Министерстве культуры РФ.--0--

Культура должна воспитывать нравственные идеалы и возвышать душу человека, считает Николай Бурляев

МОСКВА, 10 апреля. /Корр. ИТАР-ТАСС Августа Яковлева/. Настало время сформировать государственную культурную политику, в основе которой будут традиционные духовно-нравственные основы, оставленные нам предками. В этом убежден народный артист России, кинорежиссер Николай Бурляев, давший ИТАР-ТАСС комментарий в связи с прошедшим накануне в Госдуме обсуждением проекта Основ государственной культурной политики.

"Культура должна быть нравственной, устремлять к идеалу и возвышать душу человека. Зерно новой государственной политики - в нравственных идеалах и возвышении души человека. Из этого зернышка необходимо проращивать государственное отношение ко всем видам искусства: кино, театру, музыке, литературе, живописи - ко всему", - уверен Бурляев. Он считает необходимым "укреплять Россию, русский язык, русскую культуру". "А уж мы поможем всем заботиться о языке любого малого народа", - заверил он.

Кинорежиссер надеется, что государство будет крайне разборчиво в поддержке тех или иных культурных инициатив. При этом Бурляев видит острую потребность в реализации новых культурных проектов. "Необходим новый национальный проект в области культуры и духовного развития нашего общества. Надо подумать, так сказать, и о душе, - сказал он. - Необходимо создать духовную долину и показать России и миру модель того, как должно развиваться наше общество".

Бурляев отметил, что "кинематограф и телевидение - это самое мощное духовно-стратегическое оружие государства, и оно не может быть безнадзорным". "Телеэкран - это вторая реальность, которой живут наши дети и мы сами. Прежде всего развивать следует кино, потом - театр, музыку, литературу, живопись и все прочие искусства, включая и народные промыслы", - считает он. При это он не предвидит "в обозримом будущем возникновение жесткой цензуры". "Просто государство будет более вдумчиво относиться к тому, что поддерживать", - надеется кинорежиссер.

Рабочая группа по разработке проекта Основ государственной культурной политики под председательством руководителя администрации президента РФ Сергея Иванова сейчас заканчивает подготовку документа, менее чем через месяц документ будет представлен президенту, а затем пройдет общественное обсуждение. --0--

Основы государственной культурной политики дадут ориентир российскому образованию и просвещению, считает эксперт

МОСКВА, 10 апреля. /Корр. ИТАР-ТАСС Антонина Мага/. Разработка документа, определяющего основы государственной культурной политики, поможет определить меры по возрождению российской системы образования и просвещения, которая всегда ставила во главу угла воспитание нравственности. Об этом сегодня в интервью ИТАР-ТАСС сказал президент ассоциации "Лермонтовское наследие", правнучатый племянник и полный тезка великого поэта.

"Основы государственной культурной политики должны содержать те ценности, которыми определяется жизнеспособность цивилизации, описать тот культурный код, который является основой России", - отметил Михаил Лермонтов.

"Какой человек для нас главная ценность? Тот, который может вступать в однополые браки или тот, который живет по законам нравственного мира? Какой народ? Который может принимать решения, что интересы человека выше интересов всего общества, или наоборот? Что должно быть приоритетом в нашем государстве, духовное или материальное? Власть или собственность?", - добавил он. По мнению эксперта, ответы на эти вопросы, которые должны быть зафиксированы в готовящемся фундаментальном государственном документе, дадут возможность "обеспечить передачу ценностей из поколения в поколение" и "направят развитие системы образования, воспитания, просвещения, функционирования средств массовой информации".

Лермонтов также отметил своевременность появления документа, который "не просто определяет культуру как хозяйствующий субъект", а "описывает ее как способ организации жизни, который государство должно обеспечить своим гражданам".

Рабочая группа по разработке проекта Основ государственной культурной политики под председательством руководителя администрации президента РФ Сергея Иванова сейчас заканчивает подготовку документа, менее чем через месяц он будет представлен президенту, а затем пройдет общественное обсуждение.

Государственная культурная политика поможет мировому сообществу лучше понять Россию, считает кинорежиссер Александр Мельник

МОСКВА, 10 апреля. /Корр. ИТАР-ТАСС Валерия Бабушкина/. Новая концепция Государственной культурной политики поможет мировому сообществу не только больше узнать о России, но и лучше понять стратегическое направление страны. Такое мнение выразил сегодня в интервью корр. ИТАР-ТАСС кинорежиссер Александр Мельник.

"Вот уже 25 лет как мы пересматриваем культурную матрицу русской цивилизации, экспериментируем и все время пытаемся на нашу русскую жизнь натянуть некий "культурный кафтан", из-за чего только проигрываем", - считает Мельник. По его мнению, именно поэтому "наблюдается абсолютное непонимание миром нынешних поступков России".

"Такая концептуальная задача должна быть решена, и мы именно при участии государства и его поддержки должны определить, как дальше развивать и продвигать российскую культуру", - убежден Мельник. В качестве примера режиссер привел личный опыт, полученный при работе с иностранными коллегами. "Недавно мы снимали новый фильм на Чукотке и Таймыре при участии большой группы специалистов из Англии, Франции и Южной Африки. После длительной работы в России, они в один голос нам твердили: "Ребят, вы хоть расскажите нам сами о себе нормальным языком! Мы же ничего о вас не знаем и из-за этого думаем о вас хуже, чем вы есть на самом деле", - поделился Мельник.

Говоря о новой концепции, режиссер отметил, что некоторые моменты в документе уже вызвали дискуссию в определенных кругах общества. "Например, предметом необоснованных споров стала попытка отказаться от таких вещей, как мультикультурализм, толерантность и глобализация, которые в последнее время были очень популярны в области культуры. Но давайте тогда вспомним наших великих соотечественников, будь то Бунин, Рахманинов, Набоков, Шмелев, которые всему миру несли свое искусство, свои мысли и убеждения, и делали это именно по-русски, они, несмотря ни на что, продолжали любить Россию и пропагандировать ее самобытное искусство", - подчеркнул он, добавив, что в настоящий момент таких примеров страна практически не имеет. "Сегодня мы только пытаемся присутствовать в культурном пространстве, предлагаем миру увидеть образцы нашей культуры, но, откровенно говоря, не всегда это вызывает большой интерес, так как это не является по-настоящему русским", - считает Мельник.

"Очень многое из того, что мы имели, теперь утеряно, поэтому так важно сейчас принять эту новую концепцию. Ведь не природные ископаемые, а именно культура выступает одним из главных мобилизационных ресурсов русской цивилизации", - уверен он.

Рассуждая о практическом применении концепции, режиссер отметил, что необходимо создавать такие произведения искусства, которые будут способствовать решению главной задачи - возрождению российского общества.

Рабочая группа по разработке проекта Основ государственной культурной политики под председательством руководителя администрации президента РФ Сергея Иванова сейчас заканчивает подготовку документа, который менее чем через месяц будет представлен президенту, а затем пойдет на общественное обсуждение.

Государственная культурная политика должна пробудить людей от "культурного и нравственного сна" - глава Всероссийского хорового общества

МОСКВА, 10 апреля. /Корр. ИТАР-ТАСС Антонина Мага/. Основы государственной культурной политики, которые сейчас разрабатываются, должны подчеркнуть особый путь России как цивилизации и наметить пути возвращения истинной русской культуры в общественное пространство. Об этом сегодня в интервью ИТАР-ТАСС сказал председатель комиссии по культуре и сохранению историко-культурного наследия Общественной палаты, директор Всероссийского хорового общества Павел Пожигайло.

Он назвал важным, что в документе описано особое значение и своеобразие русской цивилизации, "что для нас, россиян, сегодня является универсальным духовным свойством".

"В 90-е годы нам была навязана чужая культурная и духовная концепция типа "бери от жизни все", мы долго были усыплены этим, но сейчас общество потихоньку пробуждается от этого культурного и нравственного сна", - отметил эксперт. "Пробуждению будет способствовать возвращение в общество истинной русской культуры: литературы, философии, музыки, живописи", - добавил Пожигайло. В частности, обращение к национальному своеобразию культуры должно в результате привести к увеличению часов, выделенных в школах на русскую литературу, русский язык, русскую историю.

По мнению Пожигайло, государственная культурная политика в современных условиях "должна быть направлена на некое нравственное оздоровление общества, "взращивание" человека в человеке", в ней должны присутствовать такие понятия, как "семья", "дети".

Рабочая группа по разработке проекта Основ государственной культурной политики под председательством руководителя администрации президента РФ Сергея Иванова сейчас заканчивает подготовку документа, менее чем через месяц он будет представлен президенту, а затем пройдет общественное обсуждение.