Премия Рунета-2020
Москва
+17°
Boom metrics
Звезды6 мая 2015 16:10

Эксперт Третьяковки, замешанная в скандале с контрабандой картин, улетела в Китай

По мнению следствия, из России пытались вывезти полотна Серова и Кончаловского по подложным заключениям специалиста картинной галереи
В Третьяковской галерее следователи тщательно осмотрели кабинет заведующей отдела живописи первой половины XX века

В Третьяковской галерее следователи тщательно осмотрели кабинет заведующей отдела живописи первой половины XX века

Фото: Михаил ФРОЛОВ

Люди в штатском, но с корочками Следственного комитета, нагрянули в Третьяковскую галерею с обыском. Представители закона искали в Третьяковке улики по делу контрабанды произведений искусства.

- По версии следствия, 29 апреля 2015 года во время прохождения таможенного контроля в аэропорту Внуково 33-летний мужчина сообщил о наличии у него пяти картин общей стоимостью 180 тысяч рублей, - заявила представитель ГСУ СК по Москве Юлия Иванова. - Но оказалось, что полотна подлежали обязательному письменному таможенному декларированию - их вывоз с территории таможенного союза в рамках ЕврАзЭС запрещен или ограничен. При этом, подозреваемый предоставил ложные сведения о стоимости картин, которая в действительности составляет не менее 1 млн 900 тысячи рублей.

Полотна через границу пытался провести известный коллекционер Сергей Степанов. Для каждого холста у него имелось экспертное заключение заведующей отдела живописи первой половины XX века Третьяковской галери Татьяны Ермаковой. В бумаге значилось, что произведения могут покинуть Россию. Неладное заподозрил таможенный инспектор.

- У нашего сотрудника возникли сомнения в подлинности экспертных заключений на картины, - заявила «КП» пресс-секретарь таможни аэропорта Внуково Элина Афанасьева. - Везде было указано, что автор неизвестен. Служащий вызвал независимого эксперта Минкульта для повторной оценки полотен. Искусствовед осмотрел картины и заявил, что их цена гораздо выше заявленной.

По версии следствия, коллекционер пытался вывезти из страны акварель Валентина Серова «На лугах Кавказа» и полотно Федора Федоровского «Красное кольцо». Кроме этого, он оформил предположительно подложные экспертные заключения на неизвестные ранее диптих «Венера и Амур» и редкую работу Петра Кончаловского (до этого не выставлялась).

Поэтому в Третьяковской галерее следователи тщательно осмотрели кабинет заведующей отдела живописи первой половины XX века Татьяны Ермаковой - ей и принадлежит экспертное заключение, разрешавшее вывоз картин. В итоге, компьютер сотрудницы галереи увезли для дальнейшего изучения - на жестком диске могут быть черновики тех самых экспертиз.

«Комсомолка» обратилась за разъяснениями ситуации в Министерство Культуры РФ, в отдел госконтроля за вывозом и ввозом культурных ценностей - этот отдел и занимается выдачей разрешений на вывоз искусства на основании экспертиз. Глава отдела Михаил Брызгалов от комментариев отказался, адресовав нас в пресс-службу, а в пресс-службе комментариев нет, потому что они их сами от Брызгалова не получали. СК в Минкультуры тоже официально на тот момент не обращался. Поэтому в Министерстве нам рассказали только о переполохе в Третьяковке и то, что Татьяна Ермакова улетела в запланированную командировку в Китай, поскольку в ее адрес никаких обвинений не поступало и в передвижениях она не ограничена.

- Я ничего комментировать не буду, потому что мне никто ничего не объяснил, и я совершенно не понимаю, что происходит, - сказала по телефону сама Татьяна Ермакова.

МНЕНИЕ ЮРИСТА

«Комсомолке» удалось связаться с Никитой Семеновым, юристом, 15 лет специализирующемся на делах, связанных с оборотом предметов искусства. Именно Семенов в 2006 году руководил следственной группой, раскрывшей крупное дело мошенников Преображенских, продававших поддельные картины. На этот раз к Семенову обратился коллекционер Сергей Степанов, задержанный на таможне во Внуково и находящийся сейчас в статусе подозреваемого в контрабанде живописи.

- Сергея Степанова остановили в аэропорту Внуково при досмотре и сказали, что он незаконно вывозит пять картин, - объясняет юрист. - Он не задержан, не арестован, обвинение не предъявлено, но в отношении него возбуждено уголовное дело по статье 226.1 - «незаконный вывоз культурных ценностей». Это несмотря на то, что в декларации у Степанова, как и требуется по закону, перечислены все пять предметов искусства и номера разрешений на их вывоз, выданные Минкультуры. Разрешения прилагаются. Все эти документы, предусмотренные законом, он и предъявил сотрудникам таможни. Документы подлинные. Они получены с соблюдением строжайшего регламента, установленного законом РФ. Поэтому что инкриминируется Степанову - мне совершенно непонятно. Насколько я могу судить - а я много знаю о коллекционерах - Сергей Степанов порядочный и честный человек. Он не профессиональный дилер или галерист - он коллекционер, который иногда покупает картины.

- Так это работы известных художников?

- Нет. В документах значится НХ - то есть неподтвержденное авторство и стоимость, определенная экспертами. Откуда взялись эти 2 миллиона - вообще загадка. Авторство Петра Кончаловского отпадает сразу - Фонд Кончаловского его не подтвердил. Что касается картины, приписываемой Серову, то это полотно ввозное. То есть, если вещь ввезена после 2009 года, она по закону не подлежит ограничениям к вывозу. Потому что она уже изначально не российская. При этом картина покупалась в статусе неподтвержденного авторства, и в этом статусе - «Серов под вопросом» - она и существует. Мало того, пока не было экспертизы, абсурдно вообще говорить «о Серове». Похоже, оперативники ни в чем не разобрались. Мало того, картины у Степанова изъяты незаконно - только в отношении одной составлен акт. Экспертиза по делу не проводилась. Поэтому о контрабанде в принципе говорить нельзя.

- А кто будет проводить экспертизу?

- Есть авторитетные эксперты по определенным авторам. По Коровину, по Айвазовскому... И есть несколько центров, куда в таких случаях обращаются: Третьяковская галерея, Центр Грабаря, Арт-консалтинг , Русский музей и экспертный центр имени Репина. Самое разумное здесь - это создать комиссию, куда войдут эксперты из разных учреждений. Это сродни врачебному консилиуму. Но даже если комиссия и определит, что какая-то из картин не подлежит вывозу, то как это мог знать человек, имеющий на руках разрешение Министерства культуры?

КОММЕНТАРИЙ ГАЛЕРЕИ

- Вчера у нас действительно побывали сотрудники Следственного комитета - впрочем, я не могу точно утверждать, что именно оттуда, потому что эти приятные молодые люди не были в форме, они были просто в костюмах, - рассказла «КП» сотрудница Третьяковской галереи. - Обыском - таким, как показывают в кино, когда все вверх тормашками - это тоже не назовешь. Визитеры о чем-то поговорили с заведующей отделом живописи первой половины 20 века Татьяной Андреевной Ермаковой, и, насколько мы можем судить по сообщениям в прессе и по досужим разговорам, унесли с собой какие-то документы - были ли это дубликаты экспертиз, мы не знаем. КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА

Ситуацию «Комсомолке» прокомментировал Владимир Рощин, директор ООО «Реестр культурных ценностей»:

- Если таможня задержала человека с подозрениями в контрабанде - это хорошо, и это давно нужно начинать делать и обращать на это особое внимание. Такое явление происходит многие годы: вывозятся картины, якобы не представляющие особой культурной ценности, а на самом деле под их видом за границу переправляются шедевры и продаются там на крупнейших аукционах за миллионы долларов. Но тут может быть и другой аспект: если в этой конкретной ситуации окажется, что на самом деле это подделки, копии или картины невеликой ценности, то есть не имеющие отношения к кисти Серова или Кончаловского, то в таких случаях можно задерживать ни за что ни про что десятки людей, вывозящих картины по разрешительным документам Минкульта - и конечно, так быть не должно.