Премия Рунета-2020
Саратов
+2°
Boom metrics
Общество10 июля 2015 5:00

50 лет через Волгу

В юбилей саратовского моста вспоминаем, как менялся с годами главный символ города
Саратовскому мосту 10 июля исполняется 50 лет Фото: oldsaratov.ru, архив КП

Саратовскому мосту 10 июля исполняется 50 лет Фото: oldsaratov.ru, архив КП

Без его четырех ажурных птичек над Волгой нам и Саратов — не Саратов. Ровно 50 лет назад, 10 июля 1965 года, был торжественно открыт мост Саратов-Энгельс. Свой 50-летний юбилей именинник встречает отремонтированным и обновленным. А мы решили вспомнить, как строился и менялся «горбатый» с годами.

Фото: Роман ЗЛОБИН

Фото: oldsaratov.ru

История саратовского моста начинается именно в этом десятилетии. Хотя разговоры о строительстве в Министерстве путей сообщения СССР ходили еще в первой половине прошлого века. Его собирались сделать двухъярусным: верхний ярус для поездов, а нижний для автомобильного транспорта. Но в итоге проект моста в нынешнем его виде утвердили в марте 1956 года, а спустя шесть месяцев в Саратов прибыли первые строители Мостоотряда №8.

Фото: oldsaratov.ru

Работы начались с энгельсского берега, а на этом снимке — уже стоят опоры на берегу саратовском. Под мостом, кстати, времянка, в которой живут строители.

- Работа на строительстве шла в три смены. Хотя прийти могли в любое время дня и ночи и сказать: «Катер ждет, поехали!», - вспоминает Анатолий Смоголь, в те годы старший инженер технического отдела Мостоотряда № 8. -Строили мост 1800 человек. Откуда только не приезжали: из Украины, Латвии, Эстонии...

Фото: oldsaratov.ru

Ажурные «птички» собирали уже в 60-х годах. Они только выглядят такими легкими. На самом деле каждая весит 2,6 тысяч тонн. Доставляли пролеты к месту установки на специальной платформе из 150 понтонов.

Фото: oldsaratov.ru

1964 год, мост еще не достроен, но уже — главная достопримечательность города. На тот момент он был самым длинным в Европе.

Фото: oldsaratov.ru

Работы по строительству моста подходят к концу, а в это время рядом намывают пляж, нынешние «Городские пески».  Кстати, до 1959 года городской пляж располагался на другом острове, в районе нынешнего Казачьего. Но при затоплении Волгоградского водохранилища он исчез. Нынешний пляж намывали искусственно.

Фото: oldsaratov.ru

Проверка на прочность саратовского моста: перед открытием на него пустили 250 груженных под завязку МАЗов. Выдержал!

Фото: oldsaratov.ru

А 10 июля 1965 года «горбатого» торжественно открыли: на мост высыпали тысячи нарядно одетых горожан. Жители Саратова и Энгельса встретились на середине перехода и обменялись рукопожатиями.

Фото: oldsaratov.ru

Первые дни работы нового моста, июль 1965 — путь на Энгельс свободен!

Фото: oldsaratov.ru

Вид на мост от бальнеологической лечебницы, конец 60-х годов

Фото: oldsaratov.ru

Мост - настоящий символ Саратова. Ночью его украшают лампочки подсветки, а днем по нему едут троллейбусы №9.

Фото: oldsaratov.ru

«Девятка» на мосту стала одной из городских легенд — саратовцы его помнят, любят и все ждут, когда он вернется. Этот снимок сделан в 1988 году, а пустили троллейбус почти сразу после открытия моста.

Фото: oldsaratov.ru

Городской пляж, снимок сделан между 1975-1983 годами

Фото: oldsaratov.ru

1989 год, набережная

Фото: oldsaratov.ru

90-е — именно тогда эксперты заговорили о необходимости капитального ремонта моста.. Асфальт уже поизносился, деформационные швы (полоски железа, закрывающие зазоры между пролетами моста) издают незабываемый грохот под колесами авто. В середине «нулевых» с моста уберут троллейбус и один за другим погаснут фонари подсветки...

Фото: oldsaratov.ru

Вид на мост с «Пентагона», 1993 год

Фото: oldsaratov.ru

Агитационная регата к президентским выборам 1996 года

Фото: oldsaratov.ru

Между 2000-2002 годами.

Фото: Роман ЗЛОБИН

В прошлом году мост наконец-то дождался своего ремонта: на «горбатом» полностью переложили асфальт, обновили тротуары, опоры освещения, а главное — заменили гидроизоляцию и деформационные швы, то есть защитили от разрушительной влаги и продлили жизнь.  И хотя 50 лет для железобетонного моста — возраст весьма почтенный, специалисты обещают, что прослужит он еще 15 лет.

После этого, возможно, «горбатого» отправят на «пенсию» - то есть сделают полностью пешеходным. Сейчас власти обсуждают строительство его  сменщика —  разрабатывают проект и ищут средства.

Фото: Роман ЗЛОБИН

Ремонт завершили раньше обещанного срока на два месяца. Снимок сделан 29 августа, за несколько часов до официального открытия моста — рабочие завершают последние приготовления, монтируют указатели.

Фото: Роман ЗЛОБИН

Фото: Роман ЗЛОБИН

Открывали мост после ремонта с помпой: по «горбатому» проехали байкеры, троллейбус №9, а затем в небо запустили салют.

Фото: Роман ЗЛОБИН

Фото: Роман ЗЛОБИН