Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+10°
Boom metrics
Политика25 февраля 2016 23:00

Режиссер фильма об Одессе Ульрих Хайден: Западным журналистам велят писать, как страдает от санкций российский народ

Немецкий документалист рассказал «Комсомолке», как изменил отношение к майдану и как прорывает с коллегами информблокаду по событиям на Украине [видео]
Ульрих Хайден еще в 2015 году пытался показать на Западе свой фильм о трагедии в Одессе Фото: REUTERS, личная страничка автора Ульриха Хайдена в Facebook

Ульрих Хайден еще в 2015 году пытался показать на Западе свой фильм о трагедии в Одессе Фото: REUTERS, личная страничка автора Ульриха Хайдена в Facebook

«ФАСАДЫ ЧЕРНЫЕ, СНЕГ ЧЕРНЫЙ - КАК В БОЕВИКЕ»

Показанный во Франции документальный фильм «Украина: маски революции» о событиях в незалежной не с привычной для Запада стороны, а с такой как есть, неприглядной, наделал много шума. Но мало кто знает, что французский документалист и журналист Поль Морейра на этом пути не первый. Его немецкий коллега Ульрих Хайден еще в 2015 году показал (вернее, пытался показать) на Западе свой фильм о трагедии в Одессе 2 мая 2014 года. Во вторую годовщину госпереворота у соседей мы встретились с ним в Москве.

- Ульрих, когда вы работали на майдане, вы понимали, что из первоначального протеста, которому вы симпатизировали, зарождается что-то совершенно некрасивое и опасное?

- Да, я это чувствовал. В середине января как будто боевик какой: на улице Грушевского все фасады черные, снег черный и черный вход на стадион «Динамо». Я старался говорить с этими людьми в масках, и они, видимо, чувствовали, что я им не симпатизирую. Я, наверное, не задавал такие вопросы, к которым они привыкли, или не спрашивал в особо дружелюбном тоне. И на меня уже смотрели как на человека с противоположной стороны. Меня это очень сильно пугало. Первый раз на Украине я был в 1983 году, потом жил полгода в 1992-м. Украина всегда была спокойной страной, без эксцессов. И тут было ощущение, что эти воевавшие с милицией бойцы специально подготовлены. У них были необходимые навыки, они тренировались на улицах. Это не типичные представители украинского общества, как мне кажется. Украинские люди по своему характеру не такие, они не готовы убивать милиционеров. Наши СМИ показывали майдан очень позитивным, светлым: это борьба за демократию, это борьба за наши европейские ценности. У наших СМИ совсем другой тон, можно сказать, противоположный вашему.

ЗАПАД ВСЕГДА В ЭЙФОРИИ ОТ ВОЙНЫ ЗА ДЕМОКРАТИЮ

- А спустя два года этот тон не изменился?

- Знаете, самое страшное, что Запад всегда в какой-то эйфории, когда идет военное вмешательство в другие страны. Мы там воюем за демократию. А потом начинается процесс замалчивания. Например, ухода литовского министра украинской экономики я в новостях не видел. Как ухудшился за последние два года уровень жизни украинцев - тоже. Не покажут наши СМИ и постоянные бесчинства праворадикальных самозванцев, которые ходят по улицам и наводят «порядок». Людям, которые хотят об этом писать, очень трудно. Потому что уже есть примеры, когда едущим работать на Украину публичным людям в качестве наблюдателей или журналистов несладко. Так, известный депутат бундестага и член ПАСЕ Андрей Хунков принципе не может сейчас поехать на Украину, ему под разными предлогами говорят, что лучше не приезжать. В конец января он хотел участвовать в поездке делегации парламентариев Евросоюза на центральную Украину. Но украинские власти его не пустили, потому что в стране против Хунко идет расследование. Он якобы нелегально сопровождал грузовик с гуманитарной помощью от немцев для детской больницы в Горловке. И когда он в октябре 2015 года хотел приехать на Украину наблюдателем на местных выборах, ему сказали: «Мы не можем гарантировать вашу безопасность, какие-то пророссийские силы могут организовать провокацию, чтобы потом обвинить Украину.

Ульрих Хайден снял документальный фильм о трагедии в доме профсоюзов в Одессе

Ульрих Хайден снял документальный фильм о трагедии в доме профсоюзов в Одессе

Фото: кадр из фильма

«КТО ХОЧЕТ ПОРВАТЬ С РОССИЕЙ - СУМАСШЕДШИЙ»

- И какие двухлетние итоги получаются? Позитив-то есть?

- Я думал, что майдан - такой признак гражданского движения с нормальными требованиями. Например, против коррупции. Они хотели жить, как в Европе. Это не криминальные требования. Это еще не значит, что они хотят воевать с Россией. Но этих людей использовали закулисные дирижеры. В этом майдане был национальный вопрос преувеличенной важности, типа мы можем быть счастливыми, только если отгораживаемся от России. Кто хочет разорвать культурные, экономические связи, тот вообще сумасшедший. Потому что это еще и рабочие места. Я уверен, что многие украинцы уже пожалели, что участвовали в этом майдане и не думали о том, к чему все это приведет.

- Но ведь им очень удачно втирают, что во всех бедах виноват Путин, а не пришедшие после майдана власти.

- Да, это сложный вопрос. Конечно, я понимаю и точку зрения Украины. Каждый гражданин любит свою страну и свою целостность. И когда две части уже фактически отпали, это, конечно, печально для людей. Но, с другой стороны, нам надо показать цельную картину. Американские и натовские военные тренируют на полигоне Яворовский, около Львова, украинскую армию и спецбатальоны. Им очень интересен военный опыт украинской армии...Украина может жить как государство в своих границах 92-го года, оставаясь мостом между Россией и Европой. Если она займет только одну сторону, совсем пророссийскую или совсем проевропейскую, она распадется.

- А вам не кажется, что страна уже де-факто распалась и не сможет вернуть отдельные части?

- Мне кажется, этих возможностей уже нет. Чисто в военном плане это уже свершилось. Население Восточной Украины жило при бомбежках, и у основной части желания соединиться с Украиной нет.

«НАМ ВЕЛЯТ ПИСАТЬ, КАК СТРАДАЕТ ОТ САНКЦИЙ РОССИЙСКИЙ НАРОД»

- Вы же были на юго-востоке Украины во время вооруженных действий. Печатали ли ваши репортажи оттуда на Западе?

- С большим трудом. Только в небольших левых газетах либо социал-демократических изданиях. Для меня важно говорить с людьми на месте, что они ощущают, почему они чувствуют себя небезопасно, когда видят это новое киевское правительство. А западные главные редакторы видят только Брюссель, Москву и Вашингтон. Местное население их не очень интересует. Может быть, есть гражданин Украины, который гордится своей страной, но при этом не хочет ссориться с Россией. Это не укладывается в головах наших главных редакторов, такого человека не может быть!

- Вы не подвергались каким-то репрессиям из-за своих материалов?

- Не хочу себя жалеть, но раз уж вы спросили... В декабре 2013 года из моей газеты позвонили и сказали: мы будем заканчивать с вами договор. Я с 2001 год работал корреспондентом, у нас был договор на основе гонораров. Я достаточно опытный человек, немолодой, и для меня это был шок. Я не думал, что такое вообще возможно. У меня огромный опыт, я объехал почти все бывшие советские республики. Таких людей не так много. И бросить такого человека - это значит, что есть что-то важнее реальных знаний о России. Одновременно я видел, как многие корпункты в Москве закрылись, стали делать вид, что Россия – это как-то неважно… Я считаю, самое страшное - когда вообще нет информации из России. В головах немецких граждан появляются только эти страшилки: российские войска в Восточной Украине, отняли Крым, Путин репрессирует оппозицию. А сейчас слышал сам и от коллег, что велят редакторы: пишите статью о том, как страдает русский народ.

- От санкций?

- Да. Конечно, вам нелегко. Но у русских людей есть опыт кризисов, русские не готовы спокойно смотреть, как НАТО приближается и приближается. Такие факты наши газеты не пишут. Моя личная судьба вообще неважна, меня более беспокоит, что базовой информации из России не покажут. Это способствует тому, что Россию здесь воспринимают как что-то непредсказуемое, опасное и угрожающее. В мозгах у людей на Западе, готовых в принципе дружить с русскими, сейчас такие мысли: а может быть, этот симпатизирующий России журналист просто получает от Путина деньги? Бывали случаи, когда я вынужден был постоянно оправдываться. Это как-то странно. Человек, например, едет корреспондентом в США, которые воюют во многих странах, там ежедневно погибают мирные люди. Но я не видел у работающих в Штатах немецких журналистов материалов об этих проблемах. Когда же потом этот человек едет в Германию, его, наверное, не спрашивают: а что ты писал о невинных афганцах или иракцах, которые погибли под огнем беспилотников? А немецкий журналист, который работает в России,и не сильно критикует Путина, вызывает подозрение. Это наша немецкая реальность.

"Конечно, и те, кто организовал и исполнял, и политики, которые дали на это карт-бланш, должны предстать перед трибуналом. Желательно, чтобы Украина сама с этим разбиралась"

"Конечно, и те, кто организовал и исполнял, и политики, которые дали на это карт-бланш, должны предстать перед трибуналом. Желательно, чтобы Украина сама с этим разбиралась"

Фото: кадр из фильма

НЕУДОБНЫЕ ФИЛЬМЫ ПОКА В ИНТЕРНЕТЕ И НА СПЕЦПОКАЗАХ

- Сначала неудобный для Запада фильм об Одессе «Беглый огонь» снимаете вы, теперь ваши французские коллеги со скандалом показали фильм про Украину «Маски революции». Информблокада прорвана?

- Я видел этот фильм, он мне понравился. И мне понравилось, что у него получилось (а для западной публики это очень важно) говорить с обеими сторонами. Автор даже брал интервью у представителей «Правого сектора» (экстремистская организация, запрещенная в России - прим.ред), у радикалов из Одессы. Он на конкретном примере продемонстрировал, что они опасны для Украины из-за своего воинственного отношения к тем, кто выступает за федерализацию Украины. Я очень рад, что во Франции нашелся такой канал, который это показал. А гневная реакция украинского правительства меня вообще не удивила.

- Только подогрели интерес.

- Да. На Западе этот фильм замалчивают, как замалчивали мой и все предыдущие. Когда мы делали в прошлом году пресс-показы в Берлине, помимо рекламного ролика я отправил почти 100 приглашений во все редакции, но никто не пришел! Тема пожара в Доме профсоюзов появлялась в наших СМИ в поверхностном виде, без какой-то серьезной информации. Типа воевали две воинственные группировки - на таком уровне. Кто стоит за этим, не говорили. «Маски революции» - первый фильм, который показали на европейском телевидении. Остальные похожие фильмы вроде «Агонии Украины» и нашего пока только в интернете. Они там набирают 100 тысяч просмотров. Для Европы это очень мало. Но вместе с тем наш фильм был показан почти во всех больших немецких городах - и в Берлине, и в Гамбурге даже несколько раз. Люди скачивали из интернета, приглашали специалиста, который знает ситуацию на Украине, и устраивали показ с дискуссией.

Я думаю, это не случайно, что именно Франция показала сейчас «Маски революции». Во французской элите, наверное, больше всего людей, не считающих, что этот курс по отношению к России правильный. Голоса в немецкой элите, которые высказываются за продолжение нормальных, цивилизованных контактов с Россией, очень слабые. Есть немецкий бизнес, который торгует с Россией, но эти люди не вмешиваются в политику. Я не знаю, что делать! Мое поколение в 80-е шло на улицы против «Першинг-2», когда американцы поставили новые ракеты. Мы были за дружественные отношения с Россией. Для партии «зеленых» пацифизм и разоружение в 80-х годах был главным лозунгом программы. А сейчас наши СМИ пишут, что Россия создает единый фронт с европейскими правыми популистами, как Марин Ле Пен (лидер Национального фронта Франции. - Ред.), что Россия стала суперконсервативной страной и душит с двух сторон – и с Востока, и вместе с европейскими правопопулистами - либеральные свободы.

- А рядовому европейцу интересны такие фильмы? Понятно, что властям они не нужны, журналисты на них не приходят. А простые европейцы? Или это все от них очень далеко?

- В принципе очень далеко. Проблемы начинаются уже там, что люди не знают, что Украина стала независимым государством только после распада СССР. Информации о проживающих там миллионах русских тоже нет. Об этом знают только специалисты.

Фильм "Беглый огонь" несмотря ни на что был показан почти во всех больших немецких городах - и в Берлине, и в Гамбурге

Фильм "Беглый огонь" несмотря ни на что был показан почти во всех больших немецких городах - и в Берлине, и в Гамбурге

Фото: кадр из фильма

- Как вы считаете, должны ли власти, виновные в расстреле людей на майдане, в убийствах в Доме профсоюзов сидеть на скамье подсудимых? Международный трибунал, например, для них организовать?

- Конечно, и те, кто организовал и исполнял, и политики, которые дали на это карт-бланш, должны предстать перед трибуналом. Желательно, чтобы Украина сама с этим разбиралась. Но не похоже сейчас, что они это сделают, потому что любую критику там убирают. Сейчас придет время, когда западная интеллигенция, творческие люди проснутся и станут действовать более активно. Когда у нас в Германии горели 95 домов, где живут беженцы, либеральная общественность кричала. Так почему она молчит, когда горит Дом профсоюзов? Или отказавшийся служить в армии украинский журналист сидит в тюрьме. Почему молчим?

ПОРА СНЯТЬ КИНО ПРО КРЫМ В РОССИИ

- Вы лично ко второй годовщине майдана что-то готовите? Может, новый фильм?

- У меня очень много материалов по Украине. Я хотел бы написать еще одну книгу, но проблема в том, что я сейчас живу в Москве, а не там. И каждая поездка на Украину уже проблематична, потому что я не знаю, кто меня там будет защищать. И честно скажу, что наши СМИ не будут охотно это печатать. А следующий фильм тоже зависит от того, могу ли я поехать на Украину.

- Может, пора снять и показать, как живет Крым в России? Власти там вам помогут. Хотя вы же захотите от них дистанцироваться, чтобы не говорили, что вас купил Аксенов?

- Если я буду снимать такой фильм, я обязательно буду спрашивать представителей крымских властей о том, как они подготовились к энергоблокаде. Буду спрашивать и о нелегальных акциях крымских татар. Хотя и считаю, что даже речи не идет о давлении на этот народ. Наоборот, их язык теперь государственный, народ реабилитировали и так далее. Действительно может быть большой интерес. Спасибо, что подсказали. Крым – это безумно красивое место!

ИЗ ДОСЬЕ «КП»:

Ульрих ХАЙДЕН родился в 1954 г. в Гамбурге (ФРГ). В Университете Гамбурга получил ученую степень по средневековой и современной истории. С 1992 г. - внештатный корреспондент немецких СМИ в Москве. В 2001-2014 гг. был корреспондентом Sächsische Zeitung. В 2009 г. был соавтором книги о современной оппозиции в России. В 2015 г. Стал сорежиссером документального фильма-расследования «Беглый огонь» о трагических событиях в Одессе 2 мая 2014 года. В 2015 г. выпустил книгу о кризисе на Украине «Перетягивание олигархов». В настоящее время пишет для берлинского еженедельника Der Freitag.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Экс-премьер Украины Николай Азаров: Страна стала хуже Сомали. Пора спасать!

Напомним, в августе прошлого года был создан Комитет спасения Украины (КСУ), который возглавил Азаров. Главная цель комитета - смена нынешнего киевского режима.

Помимо бывшего премьера незалежной к нам приехали член КСУ Владимир Олейник, бывшие депутаты Верховной Рады Игорь Марков и Алексей Журавко, глава Союза политэмигрантов и политзаключенных Украины Лариса Шеслер. А по скайпу из Киева к эмоциональному разговору подключались лидер Прогрессивной социалистической партии Украины Наталья Витренко и политолог Владимир Скачко (подробности)

МЕЖДУ ТЕМ

Майдан второй раз - не трагедия, а фарс

На киевской площади независимости пытаются провести народное вече. Как когда-то два года назад. Но от взгляда на все это действо в голову приходит только одна мысль. Что Майдан уже не торт. Да. И не тот, что два года назад: со стрельбой, закопченным киевским небом и стенами домов. Количество народа, вышедшего на площадь, не впечатляет. Сцена самодеятельная. Какой-то грузовичок подвезли, борт откинули, чтобы в сцену его преобразовать (это же разве сцена, вот два года назад сцена была – закачаешься!). И ничего не получилось (подробности)

КСТАТИ

Майдану минуло два года. А где же сало? Где свобода?

Спустя два года после майдана в Киеве, кажется, начали потихоньку догадываться, что свободная зона торговли Украины с Евросоюзом, о которой они грезили, - миф.

Об этом много раз предупреждали эксперты. Однако украинские «революционеры» упорно отказывались им верить, называя их прогнозы кремлевской пропагандой. За то верили речам вождей майдана о том, что скоро Украина бросит «кормить ненавистную Россию», а вот Европа уже выстроилась в очередь за украинской продукцией... (подробности)

«Это был фашистский переворот!»: Как французы отреагировали на фильм «Украина: Маски революции»

Реакция французской публики на фильм «Украина: Маски революции» оказалась практически однозначной - сразу после показа ленты социальные сети наполнились комментариями, в которых пользователи благодарят режиссера за правду и ругают правительство за молчание и неправильно расставленные приоритеты (подробности)