Премия Рунета-2020
Екатеринбург
+20°
Boom metrics
Общество27 мая 2016 13:30

Четыре причины, по которым буддийский монастырь на Урале все-таки снесут

Основатель обители лама Докшит и разработчики руды в очередной раз не смогли договориться о мировом соглашении
Монастырь построен на земле, где добывают руду Фото: Личный архив Михаила Санникова

Монастырь построен на земле, где добывают руду Фото: Личный архив Михаила Санникова

Спор вокруг единственного буддийского монастыря на Урале уже давно вышел за рамки судебного. С одной стороны конфликта оказались буддисты во главе со своим наставником Михаилом Санниковым, который воздвиг свою священную обитель Шад Тчуп Линг на вершине горы Качканар. С другой – Департамент лесного хозяйства Свердловской области и руководство предприятия Качканарский ГОК.

Комплекс Шад Тчуп Линг оказался построен незаконно. Ведь на месте, где была воздвигнута священная обитель, находятся залежи титаномагниевых руд. Месторождение разрабатывает Качканарский горно-обогатительный комбинат. По документам, правы именно добытчики руды, поэтому суд и встал на их сторону, постановив снести монастырь.

Но вот сам Санников (он же лама Докшит) категорически против этого. Он считает, что снос монастыря станет актом вандализма и оскорблением чувств верующих. С февраля конфликт не угасает. Приставы каждый месяц штрафуют Михаила Санникова за отказ сносить монастырь на две тысячи рублей, после чего назначают все новую дату, до которой лама должен убрать свою постройку с залежей руды. Сейчас дедлайн у буддистов – 1 августа. До этого времени уральский лама должен решить, что он будет делать с комплексом Шад Тчуп Линг.

Ветеран Афганистана пообещал, что его монастырь будут защищать военные

Ветеран Афганистана пообещал, что его монастырь будут защищать военные

Фото: Алексей БУЛАТОВ

Добытчики руды предложили ламе перенести монастырь на соседнюю гору Мохнатку, которая находится в трех километрах от действующего монастыря. И сейчас лама Докшит сел за стол переговоров с металлургическим заводом. 26 мая добытчики руды вместе с буддистом провели совещание. Но придти к мировому соглашению стороны так и не смогли придти. Сам КГОК называет 4 причины, почему так произошло.

1. «ПЕРЕНЕСТИ ГРАНИЦЫ САНИТАРНОЙ ЗОНЫ ДОБЫЧИ РУДЫ НЕВОЗМОЖНО»

Именно с таким предложением выступил Михаил Санников на встрече с представителями «ЕВРАЗа». По словам уральского ламы, Шад Тчуп Линг не находится на месторождении, а только на краю санитарной зоны (зона опасности, в которой никто из людей не должен находиться – прим.ред.). При этом три улицы города Качканар и поселок Валерьяновский тоже находятся в санитарной зоне, но их сносить никто не собирается.

- Требование Михаила Санникова о переносе границы разработки Собственно-Качканарского месторождения выполнить невозможно, - объяснил «КП-Екатеринбург» управляющий директор КГОКа Владислав Жуков. - КГОК, согласно условиям лицензии и положениям закона о недрах, обязан добыть все полезные ископаемые, содержащиеся в месторождении, иначе предприятию грозят штрафные санкции вплоть до отзыва лицензии. Внести корректировки в существующий проект разработки месторождения - не в компетенции КГОКа. На совещании Михаилу Санникову продемонстрировали карту месторождения, из которой следует, что нынешние постройки общества не просто попадают в санитарно-защитную зону месторождения, а находятся в контуре карьера.

Лама отказался переносить свой монастырь

Лама отказался переносить свой монастырь

Фото: Алексей БУЛАТОВ

2. «ОТКАЗАТЬСЯ ОТ ДОБЫЧИ РУДЫ НЕВОЗМОЖНО»

Когда лама Докшит получил отказ в переносе санитарной зоны, он предложил оставить гору Качканар в покое и вообще не приступать к разработке месторождения. На это добытчики руды ожидаемо ответили отказом.

- КГОК не может выполнить и требование М. Санникова об отмене судебного решения о сносе монастыря и заключении мирового соглашения, поскольку юридически эти вопросы находятся в зоне ответственности государственных властей и российского законодательства, а КГОК не является стороной в судебном разбирательстве, - объясняют на это на металлургическом комбинате.

3. ЛАМА ДОКШИТ НЕ МОЖЕТ ПРИНЯТЬ РЕШЕНИЕ ЗА ВСЮ ОБЩИНУ

Договориться о переносе буддийского монастыря на гору Мохнатка буддисты и добытчики руды попросту не могут. Каждый выдвигает свои условия, которые не принимает другая сторона. Сейчас в этом споре у буддистов уже есть подвижки. Так, например, «ЕВРАЗ» согласился выделить буддистам транспорт для переезда. Также на комбинате заявляют, что готовы выделить материалы для строительства новой обители. Но только при условии, что Санников предоставит им проект нового поселения.

Но лама Докшит с этим не согласен. По его словам, на горе Качканар находятся буддийские ступы, возле которых община молится. Поэтому буддисты хотят оставить за собой право их посещать даже после переезда.

Сносить ступы, по словам ламы, нельзя. Это не только акт вандализма, но и оскорбление чувств верующих

Сносить ступы, по словам ламы, нельзя. Это не только акт вандализма, но и оскорбление чувств верующих

Фото: Алексей БУЛАТОВ

- Также Санников предъявил требование о строительстве двух дорог, - рассказывают в КГОКе. – Первая дорога должна проходить от поселка Косья до нового места возведения монастыря. Вторая дорога должна соединить гору Качканар и гору Мохнатка. Мы готов рассмотреть возможность оказания помощи в строительстве дороги. Но проектирование дорог требует наличие их будущего собственника, который будет поддерживать дороги в надлежащем состоянии.

На это Михаил Санников ответил, что собственником дорог и будущих построек должен стать не он, а община. А давать согласие на запуск работ по строительству от имени общины он не уполномочен.

4. ДЕПАРТАМЕНТ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА НЕ СОБИРАЕТСЯ ВСТАВАТЬ В СУДЕ НА СТОРОНУ БУДДИСТОВ

Единственным, кто может разрешить этот спор, является Департамент лесного хозяйства Свердловской области. Ему принадлежит земля, на которой построен монастырь. Поэтому только Департамент может отозвать свой иск в суде о сносе монастыря. Но чиновники на такое решение не пойдут. Это они уже показали в последнем суде, где отказались идти на условия Михаила Санникова.

- Департамент лесного хозяйства участвовал в этом деле до тех пор, пока не прошли все суды, - поясняют "КП-Екатеринбург" в отделе организационного и информационного обеспечения департамента лесного хозяйства Свердловской области. - После этого делом занялась служба судебных приставов.

Распоряжение Департамента лесного хозяйства судебные приставы уже получили. И если Михаил Санников не заключит мировое соглашение до 1 августа, то приставы начнут искать подрядчиков, которые возьмутся сравнять с землей священную обитель.