Ну, понятно, новость основная, конечно, Белоруссия. Что, так сказать, могу по этому поводу сказать? Тут наши все великодержавные граждане они массово салютуют Лукашенко, что, мол, он все по закону сделал международному с этим самолетом. Ну, во-первых, относительно нашей мантры «а все по закону было» - ну, друзья, в 37-м тоже пытали по закону, а потом по закону в 38-м пытали тех, кто пытал в 37-м, а потом в 53-м по закону пытали тех, кто в 38-м пытал тех, кто в 37-м пытал… Слушайте, да и в Освенциме тоже, если падать ниже, тоже все по закону было. Мне кажется, это лицемерно. Ну, скажите вы - вот, Батька, мужик, как он всех вертел, как козырно он там между законных струн пролез, только не надо мозг окружающих крутить - это странно выглядит. Нарушение законов формальное же было? Было. Ну, как сообщение о потенциальном теракте. Кто-то вообще верит, что это все совпадение? Не нашли никакой бомбы, из-за которой хакнули этот борт? Как не нашли и химоружия в Багдаде. Ну, конечно, понятно, возможно, Протасевич… практически ничего про него не знаю, поэтому мой пост не про то - арестовывать его или не арестовывать - а вот про сам факт захвата самолета, такой странный, который вроде бы и по закону, но никто не думает о том, что пилоты могли психануть, что сам этот Протасевич мог увидеть, что его борт летит не туда, куда нужно, и взять заложников, допустим. То есть, он может быть трижды виноват и быть врагом Белоруссии, если они так считают, но метод, который был использован… Вот меня часто по этому поводу спрашивают про мое отношение к захвату Эйхмана - кто не знает, это нацистский преступник, которого израильтяне выкрали из Израиля - и я поддерживаю Израиль, что они так сделали. Они сделали это в нарушение всех законов - выкрали нацистского преступника. Я понимаю, что это беззаконие. Я понимаю. Но конкретно это беззаконие поддерживаю. Вопрос - считаем ли мы Протасевича равной фигурой Эйхману или там кому-то другому из преступников, но, мне кажется, вот играть в лицемерие относительно того, что на самом деле все было по закону, - это как-то странно. Да, кстати, опять же не надо забывать, что подобные действия, к сожалению, происходили и до этого. Вот, по-моему, мексиканского президента тормознули, когда искали американца… и была ситуация на Украине, по-моему, похожая. То есть, мир стремительно со всех сторон нарушает законы, установленные самими же мировыми правительствами - правительствами различных стран - и все это ставят под некую такую гильотину, что ли, судьбу любого человека, потому что те, кто радуется, что здорово, что поймали Протасевича, который занимался организацией протестов в Минске, не думают о том, что, если это станет такой системой, то можно любого человека, который у нас, допустим, чего-нибудь неправильное по поводу Америки сказал, точно так же в небе поймать, арестовать и что-то с ним сделать. Это никто не будет в безопасности. А если вдруг исчезнет вообще какое-либо право международное, то выиграет сильнейший. А давайте посмотрим правде в глаза - сильнейшие сегодня все-таки не мы и нам, в том числе, нужно, чтобы хоть как-то право соблюдалось. Как будет теперь из этого вся система вылезать, потому что, прежде всего, мне кажется, белорусский инцидент Россию подставил, потому что традиционно считается, что Белоруссия под нашей крышей существует, - не знаю, уж намеренно сделано это перед американской встречей или нет, но в целом я бы не радовался тому, что происходит. Не радовался.
- Вот хотел бы использовать возможность эту для привлечения внимания вот к какому делу. В журнале «Домашний очаг» замечательная обложка с Маргаритой Грачевой. Кто это такая? Это девушка, которой ее муж отрубил кисти рук. И на обложке она с протезом, вторую кисть ей пришили, я так понимаю. Беременная. И на Ютуб-канале вышел фильм о домашнем насилии. Там как раз и про Маргариту Грачеву, и про 18-летнюю девушку Дашу, я о ней тоже рассказывал, которой выстрелили в глаз. Мне кажется, что сегодня нужно привлечь внимание дополнительное к таким кейсам, понять, откуда они берут свои истоки. Очень многие говорят про закон о семейном насилии и он встречает много же сопротивления - есть страх о том, что потом легко по доносу будут отнимать детей и сразу отправлять в детские дома. Я тоже слышал про этот риск. Тем не менее, я всех, наверное, призываю уделить внимание этому вопросу, изучить этот закон, потому что действительно ситуация, при которой все приводит к таким диким абсолютно историям, она общество ставит на такую грань страха, такого тяжелого страха обычных личных отношений. Поэтому я в данном дне своем, во-первых, рекомендую фильм посмотреть на канале, во-вторых, изучить закон и проявить свою какую-то гражданскую позицию по этой тематике. Обязательно. И точно, если это рядом с вами происходит, вы знаете, семейное насилие, - не бояться, не считать, что вы будете стукачом, а обязательно сообщать об этом в полицию. Чтобы потом не пришлось сталкиваться с такими историями, как отрубание рук своим близким женщинам, которое вот этот мужик совершил. Более того, он скоро выйдет, по-моему, чуть ли не по УДО. Сообщайте о таких случаях. Достаточно телефона доверия. Когда-то это остановит преступление. Не бойтесь сообщать в полицию.
- Обычно у меня каждый день возможность говорить минуты 3-4, но тут день Петербурга и я поэтому сразу за два дня - в силу того, что текст большой один, а лимит по времени у меня есть. Я прочту свое эссе о родном городе, о том, что такое родиться в Петербурге. И из этого вы много поймете о петербуржцах - и тех, кто там родились, и тех, кто туда приехали и живут.
Итак. Родиться в столице Российской империи - это как родиться в обедневшей аристократической семье. Есть специфика. Ну, во-первых, неотъемлемое право гордиться происхождением. Ну, кто из петербуржцев не знает этого пьянящего чувства собственного превосходства в момент ответа на вопрос - а вы где родились? Особенно если задают его на какой-нибудь черноморской набережной в большой компании. Если вам повезло и вы с таким анамнезом один, вы моментально прибавляете в росте несколько сантиметров, а участие в общей беседе можете свести к редким кивкам головы. Все равно будете ощущать себя магистром общей культуры и интеллектуальным ориентиром, даже если в Мариинском театре были только один раз на вручении какой-нибудь светской премии, а школу закончить не решились и до сих пор не уверены, как все-таки правильно - Иран или Ирак - у нас известный в Петербурге был анекдот в свое время. Вы все равно уже владеете тем, к чему многие идут всю жизнь - вы из Питера. Все, жизнь удалась. Можно начать спиваться непосредственно в роддоме, но этого не пропьешь. Ты - счастливец по дефолту. Есть, конечно, и минусы. Что бы там ни сотворил в жизни, по большому счету, переплюнуть это достижение будет сложно. Равно как и в ситуации, когда ты аристократ. Сложно гордиться собой, если фамилия у тебя Мальборо, прадедушка герцог, а ты просто хороший менеджер по продажам. Так же и с городом. Любой неленинградец спросит тебя с пристрастием - то есть, ты родился в самом красивом городе на земле, ты ходил по тем же улицам, что Пушкин с Набоковым, и ты просто руководитель отдела продаж? Ты серьезно? Да ты неудачник. Таких, как ты… сколько их там? Ты входишь в 0,008% людей на земле и ты просто что-то там продаешь? Ты в свою очередь обижен, ты пытаешься защититься - а что в этом такого, тут не все гении. Вот именно. Если б я тут родился, то был бы, как минимум, президентом, а ты все просрал - весь божий дар. Ты скукоживаешься и идешь увольняться, а потом топиться в Фонтанке. Хотя можно без увольнения - к черту формальности! Зато пуская последние пузыри, ты знаешь, что похоронят тебя в Питере.
Далее. Из прирожденных опций - это снобизм. Есть, конечно, исключения. Такая истинная интеллигенция, допускающая право происходить из другого города. Этот снобизм иногда дорого, а у петербуржцев всегда проблемы с деньгами, обходится. Но не всякий досточтимый помещик или капиталист будет помогать тому, кто его считает более низкой ступенью эволюции. Приходится прятать снобизм до худших времен, когда терять нечего и можно сказать все, что думаешь. И опять же - высокие требования окружающих. Все та же набережная Анапы, вы представляетесь окружающим, информируете их о рождении на брегах Невы, где точно они-то не родились и не бродили, а вам в ответ - о, ну, тогда в театр сегодня не пойдем, наш северовенецианский друг будет читать Бродского наизусть. Вы ж его все там знаете наизусть, да? А из Бродского вы знаете только это - «Ты жива еще, моя старушка?» Хотя не уверены, что это Бродский. Потом на чистом адреналине вспоминаете что-то про убийство на Васильевском острове или о смерти там… короче, какой-то хорор от Бродского. После такого провала вас изгоняют из шашлычной с привычным уже аккомпанементом - какого же хрена ты там родился, если Бродского не выучил? Зелень ты болотная!
Но закончим положительным моментом. Равно как и благородный отпрыск всегда может, не достигнув за морем успеха, вернуться в отчий дом, и спокойно добивать свой век под сенью фамильных дубов, так и родившийся в бывшем Ниеншанце - кто не знает, на берегу этих пустынных вод, без всяких признаков упадка до Петербурга был шведский город - но об этом не принято вспоминать, не патриотично. Так вот, вы тоже можете в любой момент уехать в любую точку мира и не переживать, что назад дороги нет. Согласитесь, есть разница - свалить покорять Москву из деревни, к примеру, в Тамбовской губернии или с Итальянской улицы города на Неве? На Итальянскую улицу всегда можно вернуться и сказать - да посмотрел я вашу Москву - не мое. Ну, не мое и все - прибыл назад. Многие даже поверят. За такой же пассаж при возвращении в упомянутую выше деревню высмеют всей деревней. И это только вершина аристократического айсберга. Нет времени на полноценное исследование, ибо живу в Москве и времени ни на что не хватает.
В заключение хочу сказать. Счастлив, что всеми предыдущими жизнями заслужил родиться здесь. Мечтаю вернуться, но все оттягиваю этот счастливейший момент. Могу, конечно, оттянуть и навсегда, но мечта живет. Мечта существует. В общем, с уважением, Александр де ля фон Петербург.
Эссе написано три года назад, иногда читаю его в театре, думаю точно так же и сегодня. С днем рождения, родной Петербург, в честь тебя исключение из правил - хроника за два дня в одной записи.
- У меня сегодня особенный день. Я в Барнауле и сегодня присутствовал на премьере спектакля «Интуиция» по моей пьесе «Интуиция», мы в свое время с Константином Юрьевичем Хабенским задумались о том, кто же нас встретит на том свете и что мы будем рассказывать про этот наш последний день, и я написал 13 монологов людей разных судеб абсолютно, объединяет их одно - они попали на тот свет и вспоминают что-то не сделанное в свой последний день. Какую-то мелочь, которую они могли бы исправить достаточно легко, просто надо попасть в этот свой последний день. Кому-то позвонить, отдать долг - не денежный нет, помириться с женой, несмотря на то, что человек потом прыгнет на гранату - но он же не знает об этом, отправить музыку написанную, которая иначе не найдет своего слушателя. И много-много таких вроде бы незначительных поступков, которые всегда можно успеть сделать, просто мы не знаем чаще всего, когда наступает наш последний день. Я очень рад, что в Барнауле этот спектакль поставили в театре имени Шукшина, в честь 100-летия театра, для меня это большая честь, художественный руководитель Константин Хабенский, режиссер Данил Чащин и труппа театра имени Шукшина. Сегодня после спектакля как раз и обсуждали, кому больше из этих 13 людей сопереживаем, потому что я написал так, что два ангела слушают вот эти раскаяния - ну, не то чтобы трагические раскаяния, есть и комедийные. Человек носки не снял во время секса и умер, и переживает о том, что попадет в Ютуб в таком виде, и все увидят - и дочь, и жена, и мало того, что узнают про его измену, так еще и про такой глупый вид. Неважно, там разные есть истории. И на Цыпкин.ком у меня голосование постоянно идет по стране, потому что это и в книжке тоже есть эта пьеса, и нужно выбрать одного, которого хотели бы отправить назад. Таким образом я изучаю, кому сочувствует наш читатель, зритель, и вот что интересно. Очень часто выигрывает этот, как я называю, самый честный выбор в России - человек, который, если вернется, то всего лишь спасет собаку, там невозможно себя спасти по правилам этого, так сказать, отбора. Получается, что мы больше переживаем и сочувствуем собаке, нежели людям, потому что у всех остальных есть возможность что-то в своей жизни исправить. Это печально, это грустно. Потому что вокруг нас живые люди, но, соответственно, хочется больше сопереживаний им. Буду рад, если вы, когда попадете в Барнаул, сходите на этот спектакль, либо с книжкой проведете какое-то время, а потом зайдете на Цыпкин.ком и оставите свой голос.
Вот на это трачу, так сказать, пятницу. Уже ночь в Барнауле, поэтому всем хороших выходных. Да, я тут недавно отвечал на вопросы своих читателей в Инстаграме и один из них был - какой восьмой грех по Цыпкину? Ну, понятно, по семье я прошелся как следует. И я подумал, что восьмой грех - безгрешие. То есть, те люди, которые активно заявляют о своей стопроцентной добродетельности. Чаще всего они при этом преследуют тех, кто, по их мнению, грешит. Иногда преследуют с такой жестокостью и агрессивностью, что лучше уж они сами были бы чревоугодны или похотливы. Поэтому меня все больше и больше пугает популярность на безгрешие, потому что грехи свойственны людям, без них мы становимся не совсем натуральными. А сегодня это как-то стало популярным не совершать этих грехов и быть святыми. Опасно. Опасно. Так что соблюдайте правильный баланс. И приходите в театр. Спасибо.