Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+11°
Boom metrics
Звезды11 ноября 2001 22:00

Своей третьей жене Иван Пырьев годился в дедушки

Человеку, который создавал отечественный кинематограф, 17 ноября исполнилось бы 100 лет
Источник:kp.ru

Обласканный властью - народный артист СССР, председатель Союза кинематографистов, директор «Мосфильма», депутат Верховного Совета, - режиссер Иван Пырьев не отличался примерным поведением. Рассказывают, что в приступе ярости он мог гоняться за пожарным, помешавшим съемке в павильоне. Выбросить плохой сценарий в окно на глазах у автора. Проползти на «четвереньках» на глазах шокированной публики к телефону, по которому его требовало начальство. Перевернуть шахматную доску, если становился очевиден проигрыш. Не было в советском кино другого такого человека, чьи выходки так часто смаковались бы московским бомондом. Его многие боялись. Громогласный, резкий. Незнакомые обижались. А те, кто хорошо знал режиссера, в один голос утверждают, что это не было его сутью. Сын грузчика, убитого в пьяной драке, и батрачки из Алтайского края, Пырьев тяжело карабкался наверх. И вокруг его, казалось бы, таких советских и лубочных картин, которые смотрели миллионы, возникали нешуточные споры в верхах. Его увольняли и призывали в кино вновь. Он говорил, что думал, и не сдерживал своего бешеного темперамента. Открытым, непредсказуемым Пырьев оставался и в личной жизни. Никто из знаменитых кинорежиссеров той поры не женился столько раз, сколько Иван Александрович. Хотя, говорят, многие активно ходили «налево», соблазняли молодых актрисуль или, наоборот, поддавались натиску последних - особенно в съемочных экспедициях, где проводили и по полгода. Народ шушукался о двойной морали, смакуя звучные имена, но внебрачные связи не афишировались. И только у Пырьева все происходило бурно, с разрывами, которые заставляли гудеть артистическую Москву. Да и какие секреты могли быть у Ивана Александровича, если всех его муз можно определить, посмотрев, кто занят в главных ролях пырьевских фильмов. Самая знаменитая и известная - конечно, красавица Марина Ладынина. Они встретились, когда она была еще студенткой. Но уже побывала замужем за своим однокурсником Иваном Любезновым. Его, кстати, Пырьев снимал в своих комедиях «Богатая невеста» и «В шесть часов вечера после войны» в качестве партнера Ладыниной. Но и у Ивана Александровича за плечами остался брак со звездой 20-х годов Адой Войцик. О ней вспоминают, как о женщине яркой, большеглазой. Войцик сыграла главную роль в фильме «Партийный билет», после которого Пырьева отстранили от режиссерской работы и уволили с московской киностудии. Ему пришлось уехать снимать в Киев. Может быть, эта неудача сказалась на отношениях с первой женой? Ада Войцик тяжело переживала разрыв. Хотела покончить с собой, чуть в «психушку» не попала. От этого брака рос сын Эрик (его снял в роли маленького Ивана Грозного в своем одноименном фильме С. Эйзенштейн, а Ада сыграла мать). Эрик получил режиссерское образование, вращался среди «золотой молодежи», был хорош собой. Но успех отца не повторил и довольно рано ушел из жизни. Кто-то говорил о слабом сердце, кто-то - о пристрастии к спиртному (кстати, Иван Пырьев почти не пил - его мутило от бокала шампанского). А жена Эрика повесилась. Но и в отношениях «треугольника» - Пырьев, Войцик и Ладынина - тоже все сложилось не сразу. Пырьев разводился с Мариной, уходил к Аде, снова возвращался. В результате этих метаний его сын от второго брака носит фамилию матери. Войцик заявила своей более молодой сопернице: «В один прекрасный день он отбросит Вас, как меня». Но брак продлился более 20 лет. Сегодня Марине Алексеевне 93 года. Она часто болеет. От всех интервью отказывается. Тем более ничего не хочет говорить о своем бывшем муже. - Человек умер, что о нем вспоминать, - заявила она мне в телефонном разговоре. Сказала - как отрезала. И положила трубку. У Марины Ладыниной оказался твердый характер - она не смогла простить измену. И, расставшись с Пырьевым, не поддерживала с ним никаких отношений. По иронии судьбы, их последний общий фильм назывался «Испытание верностью». Кто же та роковая разлучница, из-за которой распалась звездная пара? Студентке актерского факультета ВГИКа Людмиле Марченко было 19 лет, а мэтру отечественного кино - 58. Где бы они ни появлялись вместе, Пырьев представлял ее как свою жену. В 1959 году он снял Людмилу в главной роли в фильме «Белые ночи» по роману Достоевского. - Он очень любил ее, - вспоминает сестра Людмилы Галина Васильевна. - Требовал официально оформить брак. Приходил к нашей маме, которая говорила с ним как с простым смертным, и выставила за дверь. Ведь он был ровесником нашего дедушки. Пырьев помог Люде получить однокомнатную квартиру. Однажды, когда ему никто не открыл дверь, взломал ее. И крушил в гневе все, что попадалось под руку. Люда тогда крикнула: «Я на вас жаловаться буду». «На меня? - переспросил он. - На меня можно жаловаться только в ДОСААФ». Людмила Марченко потом четырежды выходила замуж. Судьба ее трагична. Красивая и талантливая (самого Пырьева из-за нее вызывали на разборки в ЦК КПСС!), она мало снималась. Пристрастилась к водке. Один из мужей избил актрису так, что изуродовал лицо. Пять лет назад ее не стало. Сестра Галина хочет развеять все слухи и домыслы, связанные с именем Людмилы. Она написала книгу, которая должна скоро выйти в свет. А сын Пырьева и Ладыниной Андрей книг не пишет. По образованию он режиссер, снял пять полнометражных фильмов. Один из самых известных - «Версия полковника Зорина». Сейчас ему 62 года. Больше всего Андрей Иванович не любит, когда о нем вспоминают в каких-то публикациях и спрашивают о личной жизни отца. - Когда отец умер, на его сберкнижке лежало 16 рублей, - говорит он. - В нашем доме была очень простая обстановка, родители не покупали антиквариат, драгоценности. Отец тратил все, что имел. Так жили эти люди. Меня ему воспитывать было некогда - он все время работал. К тому же я был спокойным ребенком, учился в художественной школе, рисовал. Почему режиссеры женятся на актрисах? Потому что у них нет времени встречаться с кем-то другим. Сам Андрей первый раз тоже женился на актрисе. Брак был коротким, студенческим. А второй раз выбрал жену с другой профессией. И его сын - естественно, Иван - стал кандидатом исторических наук, преподает в МГУ. Андрея, столь похожего внешне на великого Пырьева, интересует вопрос: почему его отец, блистательно снимавший народные комедии, вдруг обратился к творчеству Достоевского? Какой перелом произошел в нем? И как хватило таланта ставить столь разные картины? Вот она - загадка русской души. Загадкой для многих стала и последняя женитьба Пырьева на опять же молодой актрисе, приехавшей с Украины покорять столицу, - Лионелле Скирде. Сама она вспоминает, как однажды Иван Александрович сказал: «Ты меня за муки полюбила, а я тебя за состраданье к ним». Лионелла утешала великого режиссера, который сильно переживал разрыв с Марченко, была все время рядом. Скирда сыграла главную роль в картине «Свет далекой звезды». В фильме «Братья Карамазовы», который мастер так и не успел закончить, Грушеньку играла уже не Л. Скирда, а Л. Пырьева. Словно отвечая на все пересуды, Лионелла Ивановна четко определила свое место в истории: - Я прожила с ним шесть лет, осталась его вдовой и получила права наследницы. Он умер на моих руках. Уже двадцать пять лет она живет с другим человеком - актером Олегом Стриженовым. Пырьев умер в 1968 году ночью от разрыва сердца. Последние месяцы режиссер чувствовал себя все хуже и говорил, что надо подводить черту. ЕГО ЖЕНЫ В ФИЛЬМАХ ЗАРЯЖЕНЫ Ада ВОЙЦИК «Партийный билет» Марина ЛАДЫНИНА «Богатая невеста» «В шесть часов вечера после войны» «Любимая девушка» «Секретарь райкома» «Трактористы» «Свинарка и пастух» «Кубанские казаки» «Сказание о земле Сибирской» «Испытание верностью» Людмила МАРЧЕНКО «Белые ночи» Лионелла ПЫРЬЕВА «Свет далекой звезды» «Братья Карамазовы»