Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+5°
Boom metrics
Политика2 июля 2016 22:00

Александр Коржаков: На выборах президента 1996-го года губернаторы хвалились тем, сколько сотен тысяч голосов они приписали Ельцину

Кто же на самом деле победил двадцать лет назад? Часть 2
Вплоть до выборов 1996 г. Александр Коржаков (справа) был буквально тенью Ельцина на всех публичных и закрытых мероприятиях.

Вплоть до выборов 1996 г. Александр Коржаков (справа) был буквально тенью Ельцина на всех публичных и закрытых мероприятиях.

Окончание. Первая часть

ЗАКУЛИСНЫЕ ДОГОВОРЕННОСТИ

- А если бы Зюганов выиграл, то был бы силовой конфликт?

- Мое мнение, что они сильно перепугались событий 93-го года, как с ними поступили. А я же переговорщику еще сказал, что вы 70 лет порулили, дайте нам порулить, мы вам власть не отдадим, что бы вы там ни вытворяли. А Коржаков тогда был очень грозный для всех.

- Ну да, под вами было автономное и самое боеспособное силовое ведомство в то время.

- На момент разгона Службы Безопасности президента в ней было 907 человек. Но зато у меня спецназ был самый лучший в мире, собрано 400 человек. Каперанг Геннадий Иванович Захаров собрал своих диверсантов, боевых пловцов. А диверсант это самый лучший борец против террориста и другого диверсанта, особенно обученный. У меня спецназ был такой, что ему неважно, один на 10 человек, на 20 человек. Думу, как говорится, разорвать могли. Но никто не хотел, мыслей не было, желания не было.

- А какого переговорщика вы сейчас упомянули?

- В совете по выборам, созданном при штабе Ельцина, мне было поручено заниматься другими кандидатами в президенты. Я встречался практически со всеми. Очень получилось интересно, когда мы встретились с Жириновским в «Президентском клубе». Это может подтвердить, кстати, Гена Хазанов. Мы с ним тогда там в пинг-понг играли. Жириновский был самый нормальный, самый податливый человек. Понимал, что наберет свои 7%, и достаточно. С ним легко было договориться. Он выдвинул условие: если ему дадут должность министра рыбного хозяйства, то готов снять кандидатуру и уговорить своих, чтобы проголосовали за Ельцина. Если бы Борис Николаевич на это согласился, то получил бы еще большое количество голосов. Ведь жириновцы умеют собирать людей, и с дисциплиной у них все в порядке. И все могло бы решиться в первом туре. Но когда я Ельцину сказал об этом, он отказался: да он у нас всю рыбу разворует… Это потом они стали здороваться, обниматься. А тогда Ельцин Жириновского не воспринимал: орет там в Думе и пусть орет. Я говорю: вам проще, вы его назначили, через полгода можете снять. В ответ, нет, категорически.

- И с Геннадием Андреевичем переговоры вели?

- Мы с Зюгановым не встречались. Он не очень сильно хотел. В Швейцарии Геннадий Андреевич, конечно, ходил гусем. Все за ним бегали, бизнесмены крутые (потом их стали звать олигархами), считали, что у него большие шансы. И сами же подняли ему рейтинг там, в Давосе. Они придумали, что он должен победить. Другие иностранные деятели тоже начинали задумываться: а вдруг победит? Если бы Ельцин поздоровее был, поехал бы в Давос, перед ним еще больше стелились бы.

Я вел переговоры с четвертым человеком в партии, с Зоркальцевым. Переговоры записывались, Ельцину, что важно, докладывалось. Вопрос был в том, как Зюганов относится. Зюганов относился к Ельцину вполне лояльно. Более того, он сказал, что не стремится в президенты, поскольку не хочет гражданской войны. Но не участвовать в выборах он не мог.

- А Лебедь? Генерал ведь тоже участвовал в выборах.

- Мы с ним были в хороших отношениях. Он мне был очень обязан за события 91-го года, когда его пресса стала называть предателем и т.д. Когда мы с ним сидели, выпивали, он плакал: меня так никогда не оскорбляли, я не знаю, как отвечать. Мне пришлось даже кое-кому из главных редакторов позвонить, чтобы эту тему закрыли. Пресса была демократическая, но про Лебедя, я сказал, вы всё наврали, не надо так больше. Он был мне благодарен за это. Когда мы с ним переговоры вели, мы в квартире у моего зама Рогозина Георгия Георгиевича стол собрали и посидели. Лебедь сказал так: Васильич, я уже обещание дал, поэтому не буду сниматься, буду идти. Но понимаю, что не выиграю, и потом готов поддержать Ельцина на соответствующих условиях.

Его наверх вытащил Березовский. Лебедь в Туле был популярной фигурой, депутатом Госдумы стал, а Березовский давай его из депутатов тащить, через Первый канал. Через ОРТ сделал Лебедя. Борис Абрамович попугать хотел и тех, и других - и Ельцина, и Зюганова Лебедем. Но и сам Березовский его тоже боялся.

- Соответствующие условия - это Совет Безопасности?

- Да, фактически была договоренность сделать его секретарем Совета безопасности. И он действительно был хорошим секретарем. Как у нас говорят? Не место красит человека, а человек место. Лебедь сделал из Совета безопасности тот орган, на который стали обращать внимание. Но у него было еще одно условие. Пашу Грачева, тогдашнего министра обороны он ненавидел, поэтому поставил ультиматум - уволить того. Ельцин долго думал, но в конце концов принял решение снять Грачева. Хотя до этого называл Грачева «лучшим министром обороны всех времен и народов». И действительно, покойный Павел Сергеевич был предан Ельцину, вопросов в этом плане нет.

Александр Коржаков Экс-глава Службы Безопасности президента и сейчас, 20 лет спустя, все помнит, как вчерашний день.

Александр Коржаков Экс-глава Службы Безопасности президента и сейчас, 20 лет спустя, все помнит, как вчерашний день.

Фото: Михаил ФРОЛОВ

КОМАНДА МОЛОДОСТИ НАШЕЙ

- Странное ощущение оставляет команда Ельцина: интриги, подсиживания…

- Как собиралась команда Ельцина? Это было очень быстро. Поэтому нагнали непонятно кого. Сергей Филатов создал администрацию президента, которую его предшественник Петров набрал, в основном, из тех, кто раньше работал в аппарате ЦК КПСС. Я попросил Ельцина, чтобы он мне разрешил ввести штатную единицу от Службы Безопасности президента (СБП) в отдел кадров администрации. Причем начальник отдела кадров Румянцев сам мне это предложил и сказал: «Саша, творится ужас что, набирают шушеру всякую». Ближайший соратник Гусинского, банкир Хаит расхаживал с удостоверением советника главы администрации президента. Когда мне удалось пробить штатную единицу, я назначил туда подполковника, в управление кадров. Он нашел больше 60 человек, у кого не было даже анкеты.

- Не то что допуска к гостайне, а даже анкеты не было?

- Конечно. Причем, в эти 60 человек входили и сам Филатов, и Илюшин (первый помощник президента). У них кадровики стеснялись спросить. Мы, конечно, навели порядок. Но это было для Филатова ударом. Он говорил, что СБП хуже гестапо. Зато мы ему хорошую каверзу устроили, когда в 95-м году в «Российской газете» была напечатана статья «Домик для кунака» - про то, что творится в Ставрополье, и то, что творится в Москве, и как эти ниточки все сходятся. Называли фамилии только ставропольцев, а москвичей не называли. В конце статьи было написано, что «кунак» и все остальные москвичи, замешанные в этом деле, будут названы в следующем номере газеты. А тогда газета выходила не в ежедневном режиме. Короче, мы не успели напечатать в следующем номере вторую часть. На следующий день я прихожу на работу в 9, Филатов - глава администрации президента, ждет меня в моей приемной: Саша, я все понял, только дай команду, чтобы вторую часть не печатали, я пишу заявление Борису Николаевичу, что отказываюсь от этой должности. Это было накануне 96-го года. Он был снят в январе 1996-го и назначен Егоров.

- Слушайте, а шпионы были рядом с Ельциным? ВЫ же по этой линии тоже были обязаны работать. Путин не так давно обмолвился, что в окружении Чубайса были агенты ЦРУ, а вокруг Ельцина?

- Я докладывал Ельцину про очень обоснованные и подтвержденные документами подозрения в отношении и Вячеслава Костикова (пресс-секретарь Ельцина в 1992-1994 гг.), и Юрия Батурина (в описываемый период - помощник президента РФ по национальной безопасности), которого подозревали в связях с чеченскими ОПГ и не только. Под конец некоторые вещи ему уже не говорили.

Но вот кто выделяется особо на всем фоне - так это Виктор Васильевич Илюшин, первый помощник Ельцина с 1992-го года по август 1996-го. У нас было целое оперативное дело, у меня оно есть на диске. Был сфотографирован неоднократно. Встреча Илюшина у метро «Аэропорт» с резидентом итальянской разведки зафиксирована на пленку. Резидент - за ним не могла даже ФСБ уследить, не хватало сил. Чекистов же тогда очень сильно душили, при Ельцине, у них денег не было. Нашей службе они завидовали - у нас было два десятка иномарок в автопарке. Его фотографировали, что он с кейсом влез к резиденту в его машину, открыл чемодан-дипломат, показывал документы, а тот смотрел. Так вот, его не просто зафиксировали, а это убойные материалы хоть для суда, хоть для кого хочешь.

- На чем его подловили?

- Подловили его очень легко. Была такая теннисистка Виктория Соколова, она среди 15-летних детей стала чемпионкой СССР по теннису. А потом вышла замуж за итальянца, стала гражданкой Италии и аккредитовалась в Москве, как корреспондентка итальянской газеты. Но ракетку из рук не выбросила. Илюшин тоже теннисом очень увлекался. Где-то вышел на нее, или она на него. Он же маленького роста был, а она где-то 180 см. А маленькие очень высоких любят, у которых ноги из подмышек, мечтают с ними, как бы это сказать, пообщаться поближе. Естественно, она его затащила куда-то. А потом он ее всюду стал брать. На мероприятия и т.д.. Потому что Витя был очень зависим от нее. Более того, вынужден был по ее указанию затащить ее однажды, чтобы она поиграла с Ельциным в теннис, их снимали на фото. Фотографии есть, где она с президентом играет. Чтобы поднять свой авторитет агента, до каких высот она дошла. Я все это понимал тогда, но не думал, что Илюшин дойдет до такого, что выйдет на резидента.

- И что вы сделали?

- Я не хотел до выборов расстраивать Ельцина, что у нас такой «Трианон», агент итальянской разведки обретается у него под носом. А тот вовремя слинял в штаб к Тане, сначала рядовым членом, потом Таня его сделала начальником штаба. И после выборов он не вернулся. Потому что уже с Черномырдиным договорился, что тот его берет зампредседателя правительства по социальным вопросам. Но там Илюшин долго не простоял, и года не проработал. Потому что понял, что помощником - это одно, а когда у тебя огромная страна и сумасшедшая ответственность, если по-настоящему ответственность, это очень тяжело.

- А после?

- А в июле, когда Ельцин назначил Чубайса регентом, нашу службу разогнали. И получилось, как получилось.

Первый помощник Ельцина Виктор Илюшин (крайний справа) не раз приглашал свою la femme fatale (роковую женщину) Викторию Соколову (вторая справа) в компанию к президенту на зрительские трибуны теннисных турниров.

Первый помощник Ельцина Виктор Илюшин (крайний справа) не раз приглашал свою la femme fatale (роковую женщину) Викторию Соколову (вторая справа) в компанию к президенту на зрительские трибуны теннисных турниров.

ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ

«Благословенные» 90-е, как они были

Честно говоря, я давно считал, что не испытываю иллюзий относительно политиков и политики. Но беседа с Александром Васильевичем Коржаковым убедительно показала мне, что я еще розовощекий наивный юноша.

Я представляю, как сумятица в головах сейчас у тех, кто по-прежнему продолжает считать время Ельцина торжеством демократии, свободы и народовластия. А на самом деле - сплошные интриги, закулисные договоренности, раздербан страны на междусобойчиках. И даже масштабные злодейства совершают люди какие-то мелкотравчатые, с мотивацией на уровне обитательницы коммунальной квартиры, плюющей соседям в кастрюлю с борщом. А предел мечтаний - уехать послом в Чехию. И нам еще сейчас пытаются вешать на уши лапшу про «благословенные» 90-е!

Коржаков правильно совершенно сказал, что Ельцин уже после 5-го инфаркта был «живым трупом», А ведь был еще и 6-й… Правил не он, а те, кто влез в ближний круг. И кто спешил им услужить, доложиться о подлогах просто для демонстрации лояльности. Они руководили страной, которая им не подходит ни по масштабам ума, ни по размеру души.

И, наверное, очень здорово, что мы всей страной из этого выбрались.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Часть 1

Экс-глава службы безопасности первого Президента России Александр Коржаков: "На выборах губернаторы приписали Ельцину сотни тысяч голосов"

Третьего июля 1996 года россияне выбирали во втором туре на второй срок президентом Ельцина. Спустя какое-то время появились слухи, а потом все громче и громче стали звучать разговоры о том, что На самом деле тогда выборы выиграл не Ельцин, а Зюганов. И лидера коммунистов просто под угрозой гражданской войны вынудили уступить. Так это было или нет, «Комсомольской правде» рассказал бывший глава Службы Безопасности президента (СБП) Александр КОРЖАКОВ (подробности)