По одной из версий, обломки самолета успели растащить местные жители народа манси. Фото: Владимир Рыкшин
Перевал Дятлова - место загадочное и опасное. В феврале 1959 года здесь погибла туристическая группа из девяти человек. До сих пор не ясно, что же именно с ними случилось. Но есть и другие загадки этого места. Например, откуда в 20 километрах к югу от перевала взялся самолет Як-12. Его нашли участники экспедиции, ходившие на север Свердловской области.
- Ранее его нашел путешественник-экстремал Андрей Иванов. Там был остов самолета, - рассказал Владимир Рыкшин, путешественник. - Сейчас мы решили съездить туда, чтобы рассмотреть его внимательнее и организовали экспедицию на гору Гумпкапай для поиска и обследования самолета.
Экипажу самолета удалось выжить. Фото: Владимир Рыкшин
В экспедиции принимали участие члены Свердловского отделения Русского географического сообщества. 27 августа они выехали из Екатеринбурга и через два дня добрались до места.
- Неожиданно появившаяся из-за хребта полная луна красноватого цвета произвела на нас большое впечатление, заставив вспомнить об огненных шарах, пугавших охотников и туристов посещавших перевал Дятлова и прилегающие к нем горные плато, - вспоминает путешественник. - А проснувшись в 6 часов утра мы подверглись еще большему воздействию, увидев 3 летящие на нас ревущие ракеты. Но все оказалось проще. Ракетами, увиденными спросонья, оказались 3 военных самолета, летящие куда-то по своей военной надобности.
Остов самолета находится в 20 километрах к югу от печально известного перевала.
Тем же утром они обнаружили искореженные обломки Як-12.
- Рядом с самолетом мы померили радиационный фон, он оказался в норме, - рассказал путешественник. - Как самолет попал на Гумпкапай мы выяснили. В 1971 году два работника метеослужбы вынуждены были сесть на гору. Летчику удалось с большим трудом посадить самолет на заснеженный горный склон. А выбираться пришлось пешком четверо суток, поскольку вертолеты из-за метели не летали. Самолет же остался на вечное хранение среди горной тундры.